Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Возрождение в Италии
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
И.Бунин
Слайд 2
Италия в XIV-XV веках
XIV-XVв. Италия находится в состоянии политическую раздробленности, но эта эпоха знаменита богатым культурным возрождением традиций древней Греции и Рима.
Италия раздробленна на 15 государств и независимых городов, между которыми вспыхивали междоусобные войны. Это несомненно затрудняло развитие науки и искусства.
Слайд 3
Возрождение Италии условно можно разделить на периоды:
Проторенессанс (Предвозрождение) – 2 пол. 13в- 14 в.
Раннее Возрождение – 14 век.
Высокое Возрождение – конец 15 – начало 16 в.
Позднее возрождение – середина и 2 пол. 16 века.
Периодизация Возрождения
Слайд 4
Урок 1 «Флоренция – «колыбель» Возрождения
В начале 15 века Флоренция претендовала
На роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» - Риму.
Слайд 5
Великие флорентийцы – поэты Данте Алигьери и Петрарка
Слайд 6
Безжалостная память вновь и вновь,
Истерзанное сердце растравляя,
Назад, в былое, обращает взгляд,
И к милой стороне моей любовь
И зов покинутого мною края
Могущество Амора подтвердят.
Нет мочи боле, я не виноват,
Что продержаться долго не сумею,
Коль помощи от вас не получу,
И посему хочу
Я видеть вас защитницей моею,
Пришлите мне привет, который сил
Прибавил бы и сердце укрепил.
Не откажите сердцу, госпожа.
Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
На небе свет благих светил потух –
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.
"Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!" –
Стяжателей не умолкает хор.
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор.
Стихотворения Данте и Петрарки
Слайд 7
Великие флорентийцы – художники Мазаччо и Боттичелли
Слайд 8
Триптих Мазаччо из церкви Св. Ювеналия
Слайд 10
Апостолы Павел и Андрей работы Мазаччо
Слайд 11
Библейская история со статиром
Слайд 12
«Распятие» и «Троица» – работы Мазаччо
Слайд 13
Творчество Сандро Боттичелли
«Поклонение волхвов»
Слайд 14
«Оплакивание Христа», около 1495 г.
Слайд 15
Мадонны С.Боттичелли
Слайд 16
Женские портреты С.Боттичелли
Слайд 17
«Портрет неизвестного с медалью»
Слайд 19
«Весна» С.Ботичелли
Слайд 20
На картине изображена поляна в апельсиновом саду Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов , относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит (Аглая, Ефросина, Талия), которые танцуют, взявшись за руки.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Смысл картины «Весна»
Слайд 21
«Рождение Венеры» С.Боттичелли
Слайд 22
Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры (греч. Афродиты).
Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
Смысл картины «Рождение Венеры»
Слайд 24
«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Аппелеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.
Смысл картины «Клевета»
Слайд 25
«Паллада и Кентавр»
Слайд 26
На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то же время строгая молодая женщина, вооружённая тяжёлой алебардой. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего.
Прекрасная дева увенчана венком, сплетённым из веток оливы, которые опоясывают также её грудь и руки. Она одета в широкий зелёный плащ, наброшенный на лёгкое одеяние со свободно ниспадающими складками ткани, которую украшают эмблемы рода Медичи в виде бриллиантовых колец.
Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век).
Смысл картины «Паллада и Кентавр»
Слайд 27
Великие флорентийцы – Донателло и Брунеллески
Слайд 28
Флорентийское чудо Брунеллески
Символ Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре (1296-1470)
Слайд 29
Собор Санта-Мария дель Фьоре
Это плод труда многих архитекторов
И строителей, работавших несколько столетий. Только купол под руководством
архитектора Брунеллески строился 14 лет.
Колокольню, спроектированную и оформленную Джотто, строили 25 лет
Слайд 31
Воспитательный дом Ф.Брунеллески
Слайд 32
Скульптурные шедевры Донателло
Слайд 33
«Давид» Донателло
Слайд 34
Скульптуры «Вера» и «Надежда»
Слайд 35
Иоанн Креститель и Богослов
Слайд 36
Рельеф Мадонна Пацци
Слайд 37
Мадонна с младенцем
Слайд 38
Рельеф «Вознесение Марии»
Слайд 39
Кантория флорентийского собора
Слайд 40
Конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе
Слайд 41
Урок 2. Раннее Возрождение. Чимабуэ
Слайд 42
Мадонны Симоне Мартини
Слайд 43
«Смерть св.Мартина» С.Мартини
Слайд 44
«Благовещение» алтаря сиенского собора работы С.Мартини
Слайд 45
Кисть Чимабуэ славилась одна.
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.
Данте
Джотто – « лучший в мире живописец»
Слайд 46
Церковь Сан Франческо в Ассизи
Фрески Джотто из церкви Сан
Франческо в Ассизи
Слайд 47
Тондо Джотто на входной стене церкви св.Франческо
Слайд 48
Капелла дель Арена в Падуе
Фреска Джотто «Поклонение волхвов»
Слайд 49
«Тридцать серебренников» и «Поцелуй Иуды»
Слайд 50
«Воскрешение Лазаря» и «Распятие»
Слайд 51
«Оплакивание Христа»
Слайд 52
Паоло Уччелло
Битва при Сан-Романо
Св.Георгий с драконом
Слайд 53
Фра Беато Анджелико
«Благовещение»
Слайд 54
Пьетро делла Франческа
«Бичевание Христа»
Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца.
Слайд 55
Андреа Мантенья
«Парнас»
«Людовико Гонзаго, герцог Мантуи, с семьей
Слайд 56
Антонелло да Мессина
«Портрет молодого человека в красной шапке»
Слайд 57
Мадонны Антонелло да Мессина
Слайд 58
Антонио Пизанелло. Портрет принцессы из дома Эсте (Джиневры) и портрет Лионелло д, Эсте
Слайд 59
Урок 3. Золотой век Возрождения. Мир Леонардо да Винчи
Дом, в котором в детстве жил Л.да Винчи
Слайд 60
Изобретения Леонардо да Винчи собраны им в "Кодексах" в виде рисунков, сопровождающихся подробными комментариями. Он начал делать записи в возрасте 37 лет и продолжал вести их почти до самой своей смерти. Леонардо сам не опубликовал ни одной строчки. Он излагал свои мысли в чрезвычайно сжатой форме, а записи вел зашифровано.
Изобретатель писал левой рукой и очень мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого не всё — все буквы он переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы
Кто он: художник или изобретатель?
Слайд 61
Устройство для поднятия воды
Слайд 62
Летательный аппарат
Слайд 63
Гигантский арбалет и восьмизарядный арбалет
Слайд 64
Леонардо да Винчи спроектировал велосипед и парашют
Слайд 65
Самоходная машина и бронированный фургон (прообраз танка)
Слайд 66
Первая живописная работа
Это картина Андреа Верроккьо,
учителя Леонардо да Винчи.
Ангел слева – творение кисти Леонардо
Слайд 67
Евангельские сюжеты Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»
Слайд 68
«Поклонение волхвов»
Слайд 69
«Спаситель мира» и «Иоанн Креститель»
Слайд 70
Мадонны Леонардо да Винчи: с гвоздикой и Литта
Слайд 71
Мадонна Бенуа и мадонна в скалах
Слайд 72
Мадонна с горностаем и мадонна с веретеном
Слайд 73
«Джоконда»
С мечтательной, загадочной улыбкой,
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Дольфюс
Слайд 74
Урок 4. Бунтующий гений Микеланджело Буонарроти
Слайд 75
«Пьета» в соборе Святого Петра в Риме
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру
Слайд 76
«Давид» – «флорентийский гигант»
Слайд 78
Работы Микеланджело - скульптора
Слайд 79
Погребальная капелла герцогов Медичи в церкви Сан-Лоренсо
Слайд 80
Метафорические фигуры «Утро», «День».
Слайд 81
«Вечер», «Ночь»
«Она из камня, но в ней есть дыханье: Лишь разбуди – она заговорит».
Слайд 82
Роспись Сикстинской капеллы
Слайд 83
Фрески работы Микеланджело в Сикстинской капелле
Слайд 85
Фигура Христа в центре фрески
Слайд 86
Фрески на сводах и переходах к стенам
Слайд 88
«Отделение света от тьмы»
Слайд 89
«Оживление Адама»
Слайд 90
Архитектурная работа Микеланджело - Порта Пиа в Риме
Слайд 91
Библиотека Лауренцианы во Флоренции
Слайд 92
Площадь Капитолия в Риме
Слайд 93
Купол собора Святого Петра в Риме
Слайд 94
Урок 5. Рафаэль – «первый среди великих»
Более пяти столетий имя Рафаэля (1483-1520) окружено ореолом поклонения и восхищения. Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Мадонны, в монументальных фресках, алтарных картинах и реалистических портретах. Рафаэль умер в самом зените славы, в полном расцвете сил, но за свою недолгую жизнь он создал множество шедевров, составивших гордость мировой культуры.
Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Он говорил:
«Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Слайд 95
Первая мадонна Рафаэля «Мадонна Солли» и картина «Святое семейство»
Слайд 96
Мадонны Рафаэля: Конестабиле и Альба
Слайд 97
Мадонна с рыбой и мадонна со щеглом
Слайд 98
«Сикстинская мадонна»
Слайд 99
Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.
Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
В.А.Жуковский.
Фрагмент «Сикстинской мадонны»
Слайд 100
Фреска «Афинская школа»
В центре философы
Платон и Аристотель.
Неподалеку Сократ с
учениками, одинокий
Гераклит. Изображены
Также Пифагор, Евклид,
Птолемей, Зороастр,
Диоген.
Всего более 50 фигур.
Слайд 101
Портреты Рафаэля
Слайд 102
Портреты Рафаэля
Слайд 104
Урок 6. Возрождение в Венеции
Венеция – столица Позднего Возрождения
Слайд 105
118 островов
160 каналов
400 мостов
Слайд 106
Каналы Венеции, гондольеры
Слайд 107
Площадь Сан_Марко
Слайд 108
В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутной
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов маститая краса!
П.Вяземский
На площади Сан-Марко
Слайд 109
Архитектурный облик Венеции сложился к середине 16 века.
Слайд 110
При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486— 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Он выстроил здесь здание новой библиотеки Сан-Марко. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено античными ордерными аркадами. В первом этаже за галереей находились торговые помещения, а во втором — собственно библиотека. Большие арки, скульптурные украшения, рельефы на фризах — все это придает зданию особую нарядность и праздничность.
Якопо Сансовино –
главный архитектор Венеции
Слайд 111
Якопо Сансовино Библиотека Сан-Марко 1536г Венеция.
Слайд 112
Скульптуры и рельефы на фризах библиотеки Сан-Марко
Слайд 113
Дворец дожей в Венеции
Слайд 114
Фрагмент Дворца дожей
Слайд 115
Мост-переход из дворца дожей в тюрьму с подземельными казематами
Слайд 116
Андреа Палладио-основоположник классицизма, палладианства
Собор Сан-Джорджо Маджоре
в Венеции
Слайд 117
Виллы Фоскари и Ротонда
Слайд 119
Виллы Эмо и Барбаро
Слайд 120
Мастера венецианской живописи
Джованни Беллини и его мадонны
Слайд 121
Картины Д.Беллини
Слайд 122
Портрет кондотьера и дожа работы Беллини
Слайд 123
Знаменитые ученики Джованни Беллини
Джорджоне и Тициан
Слайд 124
«Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Байрон
Джорджоне-»художник, рожденный для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры»
Слайд 125
«Воин со своим оруженосцем» и «Три философа»
Слайд 126
«Юдифь» и «Спящая Венера»
Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!»[6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую[6]картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный пейзаж.
Слайд 127
«Спящая Венера»
В ней все гармония, все диво,
Все выше мира и страстей.
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей
А.С.Пушкин
Слайд 128
Тициан – знаменосец живописи Венеции.
Прожил почти век (1477-1576).
Учился у Беллини, был помощником
Джорджоне.
Это его автопортрет в 90 лет.
В колорите ему не было равных.
Создавал красочные симфонии,
которые переливались сотнями
полутонов.
Слайд 129
«Любовь земная и Любовь небесная» работы Тициана
Слайд 130
«Кающаяся Магдалина»
Преданная последовательница Иисуса Христа[1], христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.
Вторая половина жизни Магдалины согласно этим западным легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его
Слайд 131
«Венера Урбинская»
Слайд 132
На переднем плане картины в роскошных интерьерах дворца изображена лежащая молодая нагая женщина, которую отождествляют с богиней Венерой. На ней только несколько украшений — кольцо, браслет и серёжки. Открытый взгляд женщины направлен прямо на зрителя. В правой руке Венера держит цветы, её левая рука прикрывает лоно, образуя центр композиции картины. У ног Венеры спит маленькая собачка. На заднем плане картины справа изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами.
Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Скорее всего, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка.
Смысл картины «Венера Урбинская»
Слайд 134
На ступенях лестницы и на площади, перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит пёстрая и нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники как в рыцарском облачении, так и в восточном стиле, и стражники с алебардами. Как и во «Введении во храм», картина полна монументального размаха и великолепия: композиция строится на укрупнённых, динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнён. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения. Оно захватывает участников события стремительным движением; на заднем плане, ярко освещённые, движутся руки невидимых зрителю людей, победоносно поднимаются к небу алебарды, копья и развевающийся стяг.
Особо примечателен образ юноши в левом углу картины. Человек с ужасом и страхом осознаёт случившуюся трагедию. На фоне радостных и беспечных лиц, имеющих власть над Христом, это выглядит с подчёркнутым драматизмом.
Смысл картины «Се человек»
Слайд 135
Мифологически сюжеты Тициана
Слайд 136
Конный портрет императора Карла V и его портрет в кресле
Слайд 137
Портрет Томмазо Мости и портрет Джулиано Романо
Слайд 138
Паоло Веронезе – певец праздничной Венеции
Официальный художник
Венецианской республики.
Гениально организует композицию. Картины поражают нарядностью и великолепием.
Слайд 139
«Коронование девы Марии» и «Битва при Лепанто»
Слайд 140
«Брак в Кане Галилейской
Слайд 141
«Брак в Кане Галилейской» — картина итальянского художника Паоло Веронезе по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино.
На картине изображено около 130 фигур, среди которых позднейшая традиция выделяла портреты известных правителей эпохи Возрождения, таких как Карл V, Франциск I и Сулейман Великолепный. В образе музыкантов на первом плане Веронезе запечатлел знаменитых венецианских живописцев — Тициана,Тинторетто, Бассано и самого себя в белых одеждах.
Смысл картины «Брак в Кане»
Слайд 142
«Пир в доме Левия»
Слайд 143
Трагический мир Тинторетто
Два автопортрета Якопо Тинторетто
Слайд 144
Творческий девиз Тинторетто – рисунок Микеладжело, колорит Тициана
«Даная»
Слайд 145
«Голгофа» и «Снятие с креста»
В композициях Тинторетто царит
прямо-таки неистовое движение: он
не терпит спокойных, фронтальных
фигур, - ему хочется закружить их
в вихревом полете.
Любимый пейзаж Тинторетто –
грозовой, с бурными облаками и
вспышками молний.
Слайд 146
«Распятие» (5-12 м)
Работал над картиной 23 года
Слайд 147
Иисуса привели на место, называемое Голгофа (что буквально означает «череп» или «лобное место»). Солдаты предложили Ему выпить вина, смешанного с уксусом, но Он отказался. Иисуса распяли, а одежду Его солдаты разделили между собой, по жребию. Распятие произошло в третьем часу. Там, где обычно пишут указание вины, было написано «Иудейский царь». С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого — по левую сторону. Те, кто проходил мимо, смеялись над Ним и качали головами, говоря: «Ну что? Ты ведь собирался разрушить храм и в три дня отстроить его! Сойди лучше с креста и спаси себя самого!» Священники и учителя закона тоже насмехались над Иисусом: «Других спасал, а себя спасти не может. Пусть этот Мессия, Израильский царь, сойдет с креста, тогда мы ему поверим». Даже разбойники, распятые с Иисусом, насмехались над Ним (по Евангелию от Марка).
Сюжет картины «Распятие»
Слайд 148
«Вознесение Христа» и «Обретение мощей святого Марка
Слайд 149
«Юдифь и Олоферн»
Слайд 151
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сцена проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапезой.
Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу, изображенному под углом к плоскости картины.
Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту — на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами[3]
Сюжет картины «Тайная вечеря»
Слайд 152
«Рождение Млечного пути»
Слайд 153
Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Для этого он погрузил в глубокий сон свою жену, богиню Геру, и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже тогда отличавшийся невероятной силой, стал сосать молоко так энергично, что его капли пролились на небо и превратились в звёзды, из которых сложился Млечный Путь. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями.
В картине «Происхождение Млечного Пути» (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570 года, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжёлых одежд[2].
Сюжет картины «Рождение Млечного пути»
Слайд 154
«Похищение Елены Парисом»
Слайд 155
Северное Возрождение — чисто условное, но общепринятое понятие для искусства стран Европы к северу от Альп (главным образом, Германии, Нидерландов, Франции) в период, соответствующий итальянскому Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.). В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет и единства в эволюции разных видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), столь характерного для итальянского Возрождения.
В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу).
Урок 7 Северное Возрождение
Слайд 156
Замок-дворец в Амбуазе
Нынешний трёхэтажный замок с циклопическими башнями по сторонам начал строиться в 1492 году по воле Карла VIII, который родился и умер в Амбуазе. Приглашённые им для завершения работ итальянцы Доменико да Кортона и фра Джокондо первыми принесли во Францию архитектуруренессанса. Считается, что именно в Амбуазе появился первый за пределами Италии регулярный сад
Слайд 157
Замок Шамбор
Замок Шамбор- один из самых узнаваемых замков Франции, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156м, ширина 117м. В замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина, 800
скульптурно украшенных капителей. В разработке проекта участвовал Леонардо да Винчи.
Слайд 159
Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших и самый популярный[1]музей мира (9 720 260 посетителей в 2012 году, третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.
Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.
Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней
Слайд 160
Фасад Лувра и внутренний двор
Слайд 162
Ратуша в Антверпене (1561-1564гг)
Слайд 163
Городская ратуша в Антверпене — центральное произведение нидерландского Возрождения и одно из первых ренессансных зданий на севере Европы. Построено в 1561-65 гг., когда Антверпен был торговой столицей Европы, по проекту местного архитектора Корнелиса Флориса. Разработанная Флорисом система декоративной орнаментики («Florisstil») оказала значительное влияние на развитие бельгийской (фламандской) художественной традиции.
Четырёхэтажное здание, которое стоит на главной площади города, органично сочетает элементы, заимствованные из словаря итальянских маньеристов, с фламандской традицией строительства многоэтажных готических ратуш. Нижний этаж рустирован, верхний этаж — сквозной (гульбище). Ратуша пышно украшена геральдическими символами антверпенских маркграфов, испанских Габсбургов и герцогства Брабантского.
Описание ратуши в Атверпене
Слайд 164
Брюссельская ратуша — ратуша, расположенная в историческом центре Брюсселя на площади Гран-Плас, построена в стиле Брабантской готики (фр.).
Наиболее старая, левая, часть ратуши начала строиться в 1402 году вместе с колокольней. Строительство завершилось к 1420 году, и дальнейших пристроек к зданию не планировалось. Однако, усиление влияния гильдий ремесленников и их намерений в участии управления городскими делами привело к тому, что в1444 году Карл Смелый заложил первый камень в правое крыло ратуши. К 1450 году эта часть здания была достроена, но она короче старой и здание не симметрично башне. К 1455 году на месте старой колокольни была воздвигнута башня высотой в 96 м, на вершине которой находится пятиметровая статуя повергающего дьявола архангела Михаила, покровителя Брюсселя. Оригинальная статуя простояла наверху 541 год, в 1996 году она была заменена.[1]
Ратуша в Брюсселе
Слайд 165
Дома бюргеров Германии
Слайд 166
Бюргерские дома в Бамберге
Слайд 168
Живопись нидерландских художников эпохи Возрождения
Ян ван Эйк
Хуберт ван Эйк
Слайд 169
Гентский алтарь бр. Ван Эйков
Слайд 170
Гентский алтарь — церковный створчатый алтарь (алтарь-складень) в католическом кафедральном соборе Святого Бавонав бельгийском городе Гент (провинция Восточная Фландрия). Создан для своей семейной капеллы по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Joos Vijdt), богатого ктитора церкви Святого Иоанна Богослова (XV век), позднее ставшей собором Святого Бавона(1561).
Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы,мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.
Описание Гентского алтаря в церкви Святого Бавона
Слайд 171
В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён донатор и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гаврииларазделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческихпророчиц, предсказавших пришествие Христа.
Алтарь в закрытом виде
Слайд 172
Донатор (заказчик) и его жена
Слайд 173
Верхний ряд внутренней створки алтаря
Слайд 174
Нижний ряд алтаря
Слайд 175
Супружеская чета показана в интерьере очень богатого дома. Витиеватая латинская надпись означает: «Ян ван Эйк был здесь 1434». Кроме нее и самого факта создания портрета присутствие художника подтверждается его отражением в зеркале на задней стене комнаты. Широкое истолкование произведение получило как документ, зафиксировавший акт бракосочетания. В этом ключе интерпретируются свеча (поскольку она одна и горит над Джованни, то делали вывод, что портрет посмертный: жена Арнольфини умерла при родах), туфли (символика восходит к Ветхому 3авету, по законам которого их нужно снимать, вступая в святое место, а место бракосочетания для нидерландцев было таковым) и собачка (она считалась символом супружеской верности).
«Чета Арнольфини»
Слайд 176
Канцлер является действующим героем композиции: он сидит напротив Девы Марии, а Младенец благословляет его. Прекрасно написано архитектурное окружение, сквозь легкие арочные проемы которого открывается дивный вид на небольшой садик, символизирующий непорочность Богородицы. Пространство убегает вдаль. Пейзаж дает дополнительную характеристику образам: за Роленом виднеются жилые дома, а за Девой Марией - церкви.
«Мадонна канцлера Николя Ролена»
Слайд 177
Рогир ван дер Вейден
Наиболее вероятный
портрет художника на гобелене
«Снятие с креста»
Слайд 178
Алтарь капеллы госпиталя г.Бон
Слайд 179
Портреты ван дер Вейдена
Слайд 180
Автопортрет Ханса Хольбейна Младшего м портрет Георга Гисце
Слайд 181
Портрет Бонифация Амербаха
Портрет гуманиста Бонифация Амербаха, друга Эразма Роттердамского, сына издателя, - одно из первых произведений, выполненных Гольбейном непосредственно после поездки в Италию, где. соприкоснувшись с идеями итальянского гуманизма, он еще более утвердился в осознании высокого назначения художника-творца. Эту мысль мастер высказал в изображенной на портрете латинской надписи, велеречивым языком своего времени восхваляющей не только модель, но и создателя портрета. Картина невелика по размерам, но художественно-образное решение придает ей монументальность. Черты лица Амербаха строги и благородны.
Слайд 183
Фрагмент картины «Послы» – астрономические инструменты
Слайд 184
Почетный профессор кошмаров- Иероним Босх
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Слайд 185
«Блудный сын», «Терновый венец»
Слайд 186
«Иоанн Креститель» и «Несение креста»
Слайд 187
И это тоже несение креста…
Слайд 188
Символы и иллюзии Босха
Слайд 189
Символы, которые нам уже не разгадать..
Слайд 190
«Корабль дураков», «Чревоугодие и скупость»
Слайд 192
Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.
Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.
Смысл картины «Страшный суд»
Слайд 193
«Сад земных наслаждений»
Слайд 194
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом
Смысл картины «Сад земных наслаждений»
Слайд 195
Триптих Босха «Воз»
Слайд 196
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу:
Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.
Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии.
Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое «сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему — торжество алчности.
Смысл картин «Воз»
Слайд 197
«Семь смертных грехов»
Слайд 198
Творчество Питера Брейгеля Старшего
Слайд 199
Картины Питера Брейгеля Младшего и Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»
Слайд 201
«Крестьяская свадьба»
Слайд 202
«Свадебный танец»
Слайд 203
«Страна лентяев»
Слайд 204
Библейские мотивы в творчестве Брейгеля
Слайд 205
Проиллюстрировал метафоры фламандских пословиц – расшифровано более 100, но их больше.
«Фламандские пословицы»
Слайд 206
Свинья, отрывающая затычку (небрежность обернется катастрофой), вешать колокольчик коту (совершать необдуманный поступок)
Слайд 207
Связать дьявола (упрямство), кусать колонну (быть ханжой)
Слайд 208
Нести в одной руке воду, в другой – огонь (двуличие), биться головой о стену (пытаться достичь недосягаемого)
Слайд 209
«Притча о слепых»
Слайд 210
Дюрер – «художник, достойный бессмертия»
Автопортрет 1500 года. Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», - гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал ,они всегда имели черты сходства с самим художником.
Слайд 211
Автопортрет в 13 лет, 23 года
Слайд 212
Автопортрет с чертополохом (на ранненовонемецком это растение называлось «супружеская верность») Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело».
Альбрехту Дюреру 24 года
Слайд 213
Молодой и наряженный по итальянской моде, уже женатый к этому времени художник, вернувшийся из своего путешествия по Италии, написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».
Автопортрет 1498.
Слайд 214
На своих картинах Дюрер появляется регулярно
Барабанщик-Дюрер
Волхв - Дюрер
Слайд 215
В Венеции в церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток», где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»
Картина «Праздник четок»
Слайд 216
«Дюрер – больной», - написал художник в 1510 г., изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».
Дюрер - больной
Слайд 217
Рисунок пером, на котором. 47-летний художник представил себя в виде страждущего Христа.(1522). До войны автопортрет хранился в Бремене (Кунстхалле), теперь находится в ГМИ (Москва)
Стастотерпец.
Слайд 218
В 1506-1507 году Дюрер создаёт пером и красками свой предельно откровенный автопортрет в обнажённом виде (находится в Веймарском дворце). На Дюрере только шапочка, скрывающая роскошные кудри. Это удивительный случай: вплоть до нынешнего столетия никто из художников не решался на такую откровенность. Шокировавший пристальным вниманием к мужской наготе в свою стыдливую эпоху, этот рисунок и в наши дни трудно найти в многочисленных изданиях произведений Дюрера
Предельно откровенный автопортрет Дюрера
Слайд 219
Герб и экслибрис Дюрера
Слайд 220
«Поклонение Троице», «Бегство в Египет»
Слайд 221
«Мадонна с младенцем», «Семь страданий Девы»
Слайд 222
«Положение во гроб», «Адам и Ева»
Слайд 223
«Девушка», «Мужской портрет»
Слайд 224
Портреты Освольта Креля и Иеронима Хольцшуера
Слайд 225
«Сын человеческий», «Мадонна с грушей»
Слайд 226
Все достойно кисти мастера: кусок дерна, заяц
Слайд 227
Дюрер- мастер гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Смерть Орфея»
Слайд 228
Загадки гравюры «Меланхолия»
Гравюра изображает грузное окрыленное существо, погруженное в глубокое раздумье, с раскрытым циркулем и захлопнутой книгой на коленях. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Впрочем, дух геометрии опознается в гравюре вне всяких аллегорий — в самой ее образной форме. Рядом с Меланхолией на мельничном жернове примостился путти — угрюмый ангелочек с записной книжкой. У ног свернулась дремлющая собака. Это символ Сатурна. Еще одно живое существо — летучая мышь, осеняющая и именующая всю картину, скорее с собачьей, чем с мышиной мордой и змеевидным тельцем маленького дракона. Все остальное безжизненно
Слайд 229
Магический квадрат 4×4 (четвертого порядка), изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», считается самым ранним в европейском искусстве. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514 год). Квадрат расположен в правом верхнем углу листа, под колоколом. Такой квадрат исследователи Дюрера называют «квадратом Юпитера».
Магический квадрат - квадрат, разделенный на равное число n столбцов и строк, со вписанными в полученные клетки первыми n² натуральными числами, которые дают в сумме по каждому столбцу, каждой строке и двум большим диагоналям одно и тоже число.
Магический квадрат на гравюре Дюрера
Слайд 230
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34.
Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2,
в центральном квадрате (10+11+6+7),
в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1),
в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14),
в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12).
Попробуй проверить…
Слайд 231
Символы гравюры(1)
Главная фигура: её трактовки неоднозначны. Некоторые исследователи работ Дюрера полагают, что это женщина, кто-то считает что это мужчина, третьи видят в главном герое – некое грузное существо, либо ангела.
Единица есть и в названии гравюры, помещенном на крыльях летучей мыши
Слайд 232
Ангел и путти – 2 героя гравюры
Их символическое значение сложно: взрослый и ребёнок, женское (если мы понимаем центральную фигуру как женщину) и мужское, духовное и телесное.
Слайд 233
комета и радуга – главные источники света в художественном пространстве гравюры – эти образы символизируют противоположные понятия: несчастье (комета) и надежду (радуга).
Комета и радуга (2)
Слайд 234
Многогранник - центровой элемент у Дюрера. По всей видимости, это было первоначально кубом, из которого вырезали треугольник, пирамиду. Если блок вырезать дальше, то получится восьмигранник, который будет подвижен как шар. Чтобы достичь сего, нужно работать сверху и снизу.
Шар – ритмика, движение.
Два геометрических тела
Слайд 235
Мельничный жернов и венок – сопоставляются с кругом и окружностью – проекциями на плоскости многогранника и шара.
Венок в европейской культуре – символ бессмертия, не случайно он надет на ангела
Жернов и венок
Слайд 236
Собака и летучая мышь – два животных
Остальные- предметы
Собака и мышь
Слайд 237
Тигель и спиртовка – предметы, связанные со стихией огня и алхимией.
Тигель и спиртовка
Слайд 238
Треугольная грань многогранника
воображаемая треугольная пирамида из веревок весов
3 на гравюре
Слайд 239
Материальным воплощением символики числа 4 в произведении становятся: количество ребер грани параллелепипеда (башня, ступень), число сторон магического квадрата как геометрической фигуры, гвозди, ключи.
4 на гравюре
Слайд 240
5,6 на гравюре
Опёршись головой на руку, ангел образует цифру 5.
Многогранник, по всей видимости, был первоначально кубом, у которого шесть граней.
Слайд 241
7 на гравюре
7 цветов радуги
Существует 7 ступеней познания для обычного смертного, на что намекает лестница, прислонённая к башне с аналогичным числом ступенек. Это Путь к высотам познания, поэтому наклонена вправо, в отличие от летучей мыши, летящей в ночь, где беда, тьма
7 предметов ремесла
Слайд 243
Графическое изображение цифр 6 и 9 также связано с идеей двойственности (их можно соотнести с фигурами ангела и путти).
10 рассматривалось как “число окончания” и служило символом мирового порядка, если в фигуре сидящего ангела видеть очертания цифры 5, то и фигура путти напоминает эти же очертания.
6,9,10 на гравюре
Слайд 244
Символизирует избыточность. Гравюра Дюрера совершенна по выполнению мельчайших деталей.
Ангел и путти – главные герои произведения, каждый из них символизирует цифру 1, вместе 11.
11 на гравюре
Слайд 245
12- ищи в фигуре ангела, 13 – выход за пределы – пейзаж за лестницей
Слайд 246
14,15 в нижнем ряду квадрата- дата создания гравюры, 16 – век , в котором жил и творил Дюрер