Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русский язык, 3 класс
Буквы согласных в корне слова
Материал подготовлен учителем
Гимназии №15 им. Н.Н. Белоусова
Т.Н. Жилиной
Слайд 2
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб
С.Я. Маршак.
Прочитайте загадку. Посчитайте, сколько раз вы произнесли и услышали звук [п].
Что происходит с парным звонким согласным звуком в конце слова?
Вспомните и запиши парные согласные звуки.
Слайд 3
Работа в паре. Произнесите и послушайте слова. Какие согласные звуки вы слышите в конце и в середине слов? Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Понаблюдайте, в какой части слова находится этот звук.
Что происходит с парным звонким согласным в этих словах в середине слова? Почему это происходит?
(сравните по глухости-звонкости стоящие рядом звуки)
Продолжите предложение: парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным …..
А парный глухой согласный перед звонким…..
просьба
сказка – рассказ
лужки - луг
Снежки - снег
Подружка - друг
Слайд 4
В каких словах буквы согласных ещё не проверили?
Какой возникает вопрос?
Как проверить правописание букв согласных в середине слова?
Можно ли использовать это же правило?
Слайд 5
Запишите остальные слова и проверочные к ним.
Какой звук должен быть в проверочном слове после проверяемого согласного?
Как же проверить, какую букву согласного надо писать в конце и в середине слова? Вы уже можете сформулировать общее правило.
Слайд 6
Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.
Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так:
Сад – сады. Косьба – косить.
Дорожка – дороженька.
Слайд 7
Подбирать проверочное слово можно по-разному.
Можно изменить само это слово:
бумажки – (нет) бумажек.
2. Можно подобрать к данному слову: однокоренное: низкий – низенький
снежки – снежинка.
Подумайте, как вы будете использовать правило, составьте инструкцию.
Слайд 8
Как пользоваться правилом
Произношу слово. Слушаю, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным.
Если есть, подбираю проверочное слово.
Определяю, какую букву нужно писать.
Пишу слово.
Проверяю себя: обозначаю орфограмму.
Слайд 9
Есть ли в этих словах орфограмма-буква согласного в середине слова?
По какому признаку вы будете её искать?
Дорожка, бледный, соседка, загадка, бодрость, резкий, указка, гордый, редкий, посадка, носки, просьба.
Слайд 10
Сколь_ кий, озно_, коро_ка, ни_кий, выхо_, малы_ка, ро_кий, ло_ка.
Пользуясь инструкцией, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков. Обозначь орфограмму, запиши проверочные слова.
скользит – скользкий
знобит – озноб
низенький – низкий
выходи – выход
малыши – малышка
робеет – робкий
лодочка – лодка
ложечка - ложка
Слайд 11
Итог урока
Прилетели к морю мошки и мочалкой моют ножки.
Вадим Левин
Прочитайте стихотворение и назовите слова с
орфограммой-буквой согласного в корне слова.