Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин
Слайд 2
Великие русские писатели о русском языке
Слайд 3
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А.С.Пушкин
Слайд 4
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Л.Н.Толстой
Слайд 5
Перед Вами громада — русский язык!
Обращаться со словами нужно честно.
Н.В. Гоголь
Слайд 6
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Слайд 7
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
А.П.Чехов
Слайд 8
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
С русским языком можно творить чудеса!
К.Г. Паустовский
Слайд 9
Учёные в области русского языка
Слайд 10
М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и литературовед, выдающийся деятель российского просвещения.
Ученый создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 г. и называлась "Российская грамматика").
Исследуя функционирование русского языка, Ломоносов сумел определить и зафиксировать произносительные и грамматические нормы, которые были не искусственно навязаны языку, а проистекали из самой языковой практики.
М.В. Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них.
В "Риторике" (1748 г.) и в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) ученый разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения.
Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия.
Слайд 11
Владимир Иванович Даль (1801-1872) был необыкновенно одаренной личностью.
Пятьдесят три года из семи десятилетий своей жизни отдал работе над составлением "Толкового словаря живого великорусского языка"(1863–1866 гг.), за который был удостоен Ломоносовской премии Российской академии наук, а в 1863 г. звания почетного академика.
Словарь содержит свыше 200 тысяч слов и отражает словарный состав разговорного и литературного русского языка середины XIX в., а также русских говоров. Большое место в словаре занимают фразеология, пословицы, поговорки, сравнения, значения слов раскрываются через синонимы, описательные и энциклопедические толкования и синонимические словосочетания.
Именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю. Он хотел показать источники и механизмы обновления русской литературной речи, пути освобождения от чуже-родных заимствований, раскрыть для общества "неисчерпаемый родник живого языка русского".
Итогом другой титанической работы
В.И. Даля – собирания пословиц, поговорок,
прибауток в разных областях России – явился
труд "Пословицы русского народа", в котором
опубликованы более 30 тысяч пословиц из
этого собрания.
Слайд 12
Фортунатов Филипп Фёдорович (1848-1914) - выдающийся русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор Московского университета.
Им было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую
Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни.
В трудах по сравнительно-историческому
языкознанию Ф.Ф. Фортунатов пересмотрел и
обновил трактовку ряда сложных идей,
касающихся сути древнейших процессов в
индоевропейских языках.
Фортунатов много занимался также
теорией правописания. Он внес большой
вклад в подготовку реформы русской
орфографии, которая была осуществлена уже
после его смерти. Идеи Ф.Ф. Фортунатова
продолжили развивать его ученики –
М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков и др. (первое поколение московской
лингвистической школы) и ученики его
учеников – Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский,
П.С. Кузнецов, Г.О. Винокур и др.
Слайд 13
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) – ученик Ф.Ф. Фортунатова, больше всего известен как один из авторов и главный редактор знаменитого "Толкового словаря русского языка", четыре тома которого увидели свет в 1935–1940 гг. (том 1 – 1935 г., том 2 – 1938 г., том 3 – 1939 г., том 4 – 1940г.). В этом словаре содержится более 85 тысяч слов. Он дал богатый материал для изучения изменений, которые произошли в языке в первой половине XX в., при этом особенно ценны его нормативные указания: стилистические, грамматические,
орфографические и орфоэпические. Пометы
о стилевой принадлежности того или иного
слова, связанная с ним фразеология делают
словарь полезным руководством к
правильному употреблению слов в речи.
Его перу принадлежат работы по общему
языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, истории русского языка.
Д.Н. Ушаков был активным участником составления проекта орфографической реформы 1917-1918гг.
Всю жизнь он изучал, пропагандировал, защищал живое русское слово – и диалектное, и просторечное, и литературное.
Слайд 14
Ожегов Сергей Иванович
(1900–1964) вошел в историю русского языкознания прежде всего как выдающийся теоретик и практик лексикографии, один из
основоположников и теоретиков научной
нормализации русского языка, один из
составителей "Толкового словаря русского
языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, автор
известнейшего однотомного "Словаря
русского языка", первое издание которого
вышло в 1949 г.
С.И.Ожегову принадлежат работы по лексикологии, лексикографии, социолингвистике, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей.
С.И. Ожегов редактировал такие
словари-справочники, как "Русское
литературное произношение и ударение"
(1955 г.), "Орфографический словарь русского языка" (1956 г.) и др.
Слайд 15
Шахматов Алексей Александрович (1864–1920)
- теоретик и историк русского языка, ученик
Ф.Ф. Фортунатова, Вместе со своим учителем Шахматов участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утвержденного в 1918г.
Уже в студенческие годы А.А. Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации.
А.А. Шахматову принадлежит немало
научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских
языков. В своих работах "Исследование в
области русской фонетики" (1894 г.), "К
истории звуков русского языка" (1898 г.),
"Очерк древнейшего периода истории
русского языка" (1915 г.) он решал задачу
реконструкции древнейших славянской и
русской языковых систем, изучал их
фонетические особенности.
А.А. Шахматов - основоположник текстологии как науки. Последние годы жизни он посвятил построению общей синтаксической теории. Его курс «Синтаксис русского языка» оказал огромное влияние на всё последующее развитие синтаксической теории в России.
Слайд 16
Пешковский
Алексей Матвеевич (1878-1933) – выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова.
Основной труд ученого – "Русский
синтаксис в научном освещении" –
переиздавался более 10 раз (1-е издание в 1914 г.) и не потерял своей научной
значимости до сих пор. В книге
А.М. Пешковский разработал учение о
грамматических средствах языка, о типах
значения. Учение о предложении и его
главном признаке – предикативности,
сказуемости – выступает основой
Синтаксической теории ученого.
А.М. Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.
Слайд 18
Красная дорожка-1
Вставьте , где надо, пропущенные буквы, раскройте скобки:
Землян..ой пол, стеклян..ая ваза,
холщ..вый мешоч..к, (не)смелые ребята, искус.ный мастер, оп..здали на урок, прекрас..ное чу..ство, ветрен..ый день, светло(зелёный) лист, пр..открыл форт..чку, отреж..те п..рога, н..(о)чём
(не)говорит, какой(нибудь).
Слайд 19
Проверьте:
Земляной пол, стеклянная ваза,
холщовый мешочек, несмелые ребята, искусный мастер, опоздали на урок, прекрасное чувство, ветреный день, светло-зелёный лист, приоткрыл форточку, отрежьте пирога, ни о чём
не говорит, какой-нибудь.
Красная дорожка-1
Слайд 20
Красная дорожка-2
- Как называются с точки зрения лексики слова: скальпель, натюрморт, морфема, конвейер, сила тока, процессор, мольберт?
Как называются слова
осмелиться, отважиться, решиться, рискнуть, посметь, дерзнуть?
Слайд 21
Жёлтая дорожка-1 1. Угадайте фразеологизмы:
Слайд 22
Жёлтая дорожка-2
2. Какие суффиксы пишутся со словом через дефис?
Слайд 23
Жёлтая дорожка-3
3. Объясните смысл крылатых выражений :
Хоть пруд пруди
Выйти из себя
Дамоклов меч
Слайд 24
Жёлтая дорожка-4
4. Произнесите слова, правильно выделяя ударный слог:
Торты, комбайнер, начал, ждала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.
Слайд 25
Зелёная дорожка-1
Разберите по составу выделенные слова:
- Расточка деталей.
- Из земли показалось три росточка .
Слайд 26
Зелёная дорожка-2
Угадайте фразеологизм по рисунку
Слайд 27
Зелёная дорожка-3
3. Объясните лексическое значение слов:
Оранжерея
Интенсивный
Гуманный
Оптимист
Слайд 28
Зелёная дорожка-4
4. Верно ли пояснение: «Зодчий, по-русски, значит архитектор»?
Слайд 29
Зелёная дорожка-5
5. Какое предложение является сложным?
а) Я написал письма брату, сестре и бабушке.
б) Мальчики отправились ловить рыбу, девочки готовили обед.
в) Весёлое, яркое утро ворвалось в комнату.
Слайд 30
Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Дисплей –
Шеф –
Хобби –
Белая дорожка-1
Слайд 31
Белая дорожка-2
2. Как называются пары слов:
Робкий – смелый
Прекрасный – уродливый
Глубокий – мелкий
Дешёвый - дорогой
Слайд 32
Белая дорожка-3
Назовите
фразеологизм,
проиллюстри-рованный здесь, и объясните его значение.
Слайд 33
Белая дорожка-4
4. Найдите в реплике Чацкого слово, которое в древнерусском языке обозначало число 10 000.
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачится – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Слайд 34
Белая дорожка-5
5. В каком из словосочетаний главное слово является существительным?
третий участник
один из желающих
пятый в строю
налево от нас
Слайд 35
Белая дорожка-6
6. В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?
Аллея, зайчик, веер, праздник, юла, сельдь.
Слайд 36
Берегите русский язык и изучайте его!