Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
« Глиняный сувенир Смоленщины» (История и современность)
Представила:
Малинина Т.Н.
Педагог дополнительного образования
высшей категории
МБОУ ДОД Дом детского творчества
Слайд 2
Керамические промыслы на Смоленщине.
Гончарство – одно из древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае. Во время археологических раскопок, проводившихся под Смоленском (в Гнёздове) самыми частыми находками были черепки разбитых глиняных сосудов (кухонные горшки, небольшие глиняные сковородки и мисочки), в 1940-ые годы, были обнаружены глиняные сосуды, датируемые десятым веком.
Слайд 3
Древние находки
А начиная примерно с середины X века - сосуды изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой.
Поверхность горшков чаще всего украшалось узором в виде параллельных или волнистых линий, иногда образующих различные сочетания. Форма Гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени.
При раскопках древних курганов также было найдено множество гончарных изделий, среди них - погребальные урны, а самой значимой находкой является амфора с надписью «горо(у)хща», то есть «горчица».
Это древнейшая славянская надпись. Амфору не назовёшь изящной, формовка несколько грубовата, возможно, она ромбического и свастического орнаментов.
Слайд 4
«не боги горшки обжигают»
В Смоленском музее-заповеднике хранятся уникальные коллекции по народному искусству: собрание создательницы художественного центра Талашкино
М.К. Тенишевой,
краеведа Е.Н. Клетновой,
М.И. Погодина.
Помимо материальных памятников имеются фотографии «Кустарные промыслы Смоленской губернии», выполненные в начале века. На фотографиях представлены различные печи для обжига.
Слайд 5
Экспонаты старины
Известны многочисленные археологические находки гончарных изделий в Дорогобужском районе. XVIII-XIX вв. это время рассвета сельских и городских ремёсел, среди которых заметное место занимало гончарство.
Гончарные промыслы, в силу востребованности, не утрачивали своего значения до 1950-х годов. Едва ли не в каждом районе Смоленской губернии были гончары, обслуживающие население округи. При сходстве ассортимента изделия гончаров в каждой местности разнились, что объясняется особенностями глин, техник изготовления, характером декора и пр. Широкую известность получили гончарные центры в Демидовском, Руднянском и Дорогобужском районах. Демидовские гончары везли свою посуду в Смоленск, у Руднянских покупали чёрную керамику (синенькие).
Слайд 6
Дорогобужские гончары
Славились изделия и дорогобужских мастеров.
Здесь в верховьях Днепра, на землях, богатых
поделочными глинами, во многих деревнях делали
кирпич и гончарную посуду – «в лепку» и на «кругу».
Есть сведения, что в самом Дорогобуже,
в конце XIX века, были заводы,
где изготовляли кирпич и поливную посуду.
Один из крупных гончарных центров расположен в 8-ми километрах от Дорогобужа. Это ветвь деревень – Молодилово, Мартынково, Жажково, Полибино. Здесь делали кирпич и гончарную посуду, которую продавали в ближайших крупных сёлах и Дорогобуже. Дорогобуж в прошлом был торговым центром, куда во время ярмарок прибывали товары со всей губернии и даже с соседних регионов. Наиболее крупные ярмарки проходили в последнюю пятницу перед Петровым днём («Светлая»), 27 ноября («Знаменская»), «сборная» - на второй неделе Великого Поста и весенняя («Афанасьевская»). На Афанасьевской ярмарке особенно активно шла торговля предметами крестьянского ремесла, главным образом гончарной посудой «различных сортов».
Гончарное производство в Дорогобужском районе не прекращалось и в первые десятилетия советской власти и во время оккупации в годы Великой Отечественной войны некоторые из мастеров продолжали делать посуду, сбывая свои изделия в ближайших сёлах и городах.
Слайд 7
«Сапелки»
Старинная сапелка «Коник»
Попутно с гончарными изделиями каждый мастер изготавливал глиняные игрушки «сапелки.
Лепили различных животных, сказочных персонажей, молодцев и барыней, солдатиков на конях, а также невиданных, фантастических зверей.
Сапелки изготавливали как взрослые, так и дети.
Как говорили очевидцы, тех довоенных времён, жительницы деревни Молодилово - Анастасия Александровна Орлова и её соседка, подруга и родственница – Прасковья Григорьевна Орлова :
- «Сапелки» (игрушки-свистульки) любой делал. Их из красной глины делали – солдатов, коней, всадников, кошек, собачек, птичек, а то сидит солдат на сапелке – солдат на коне сидит и свистит. Делали ручку сзаду, протыкали гладкой палочкой и сбоку дырочки, чтобы на разный лад свистела. Сапелки поливали свинцом и на базар, а там меняли на яйцо – одна «сапелка» - одно яйцо!».
Гончарные изделия мастеров Мартынково и Молодилово сохранились в единичных экземплярах, а «сапелки» - те и вовсе остались в воспоминаниях. И всё же некоторые экземпляры люди до сих пор находят в земле при обработке своих земельных участков.
(старинная сапелка – «Коник»).
Слайд 8
«Духовное наследие»
Сегодня гончарные изделия и глиняные игрушки Смоленской области перешли в разряд памятников народной культуры. Так например Гнездовский археологический комплекс является всемирно известным памятником IX-XVII вв, который отнесён к памятникам
федерального значения.
Ю.И. Ходуненков,
председатель
Совета общественного
движения
«Духовное наследие»).
Изделия современных гнездовских мастеров
Слайд 9
«Возрождение древнего ремесла»
В современное же время на Смоленщине керамическое производство вновь набирает свою силу. В различных районах Смоленской области есть заводы по производству кирпича, в п. Гнёздово беспрерывно работает керамический завод по производству посуды, фаянсовых изделий и сувениров. Открываются частные керамические мастерские мастеров – умельцев.
Слайд 10
«Совершенство гончарных форм»
Владимир Рекуненко
Изготавливает утварь, используемую в быту в VII-начале XX вв. применяет различное декорирование:
молочение, тиснение, процарапывание. Совершенствует современные гончарные формы, основываясь на традициях смоленской керамики.
Слайд 11
Керамисты современности
Тамара Макаренкова – изготавливает сувенирную продукцию: игрушки, колокольчики, бижутерию, тарелки, рельеф - в технике лепной керамики, декорирует глазурями, эмалями, акриловыми красками.
Сувенирная страна
Слайд 12
Гончар - керамист
Екатерина Эстрина
занимается гончарной керамикой с ручной лепниной, изготавливает сувениры, декорируя молочением, вощением, глазурью.
Оригинальные решения с высоким уровнем исполнения
Слайд 13
Современная майолика
Галина Федюнина - изготавливает сувениры в технике майолики с ручной росписью, с использованием разнообразной символики.
Тщательность исполнения и художественная выразительность
Слайд 14
Народная игрушка в современном стиле
«Потешные сапелки».
Слайд 15
Дизайнерские решения
Костицин Иван – гончар-керамист, выполняет дизайнерские работы на основе древних и современных традиций (г. Сафоново).
Слайд 16
Керамическое кружево
Людмила Лавровская
выполняет сувениры
с использованием
различных техник:
лепнина, прорезь,
тиснение.
Слайд 17
Искусство мастеров - детям
Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в объединениях дополнительного образования, используя вполне доступные традиционные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.
в творческом объединении
«Художественная керамика»
Слайд 18
Назначения керамических изделий
Трудно сейчас найти человека, не сталкивающегося с керамическими изделиями. Ими украшают общественные интерьеры и дома, а также жилые помещения, скверы и городские парки. Возрастает роль керамики как самостоятельного вида искусства; ведь она вбирает в себя элементы живописи, скульптуры и графики. Ей всё чаще посвящаются специальные выставки и издания.
Элементы оформления
Слайд 19
Возрождение древних ремёсел
Интерес к возрождению древних ремёсел, овладение мастерством художественной керамики, как самостоятельного вида искусства, растёт, а использование народного ремесла предполагает выражение своего творчества и воплощение своих идей в практике, а также - направлена на формирование духовной культуры, чувства сопричастности к истории своей страны и в частности своего региона. Занятия в творческих объединениях позволяют попробовать различные технологии в создании керамических изделий, используя разнообразные приёмы, отработанные веками мастерами народных промыслов.
Занятия декоративно прикладным творчеством способствуют эстетическому развитию, учат - видеть красоту, в реальной действительности и создавать вещи, которые несут две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают мышление, творческое воображение, эстетический вкус, чувство гармонии с природой, расширяет кругозор и формирует представление о роли искусства в жизни общества.
Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах, объединениях и студиях не вызывает сомнений.
Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают особое чувство формы, материала. Понимание законов декоративного искусства, а также понимание основных принципов национальной художественной культуры.
Сегодня постепенно возрождаются исконно смоленские традиции в народном художественном творчестве. Продолжателями старых ремесленных традиций Смоленщины уже стали более 300 организаций и с каждым годом их количество преумножается.
Своими руками
Слайд 20
Здесь и сейчас
Современная керамика Смоленского края в основном основана на примерах старины, но фантазия и творчество позволяют нам создавать всё более новые произведения.
Слайд 21
Фантазия и творчество
Слайд 22
литература
1. Народные промыслы и ремёсла Смоленской области». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск,
ул. Н.-Неман, 33/216, 2007г.
2. «Гнёздовский археологический комплекс». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск, ул. Н.- Неман, 33/216, 2006г.
3. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №3, 1996г.
Н. М. Ведерникова, М. А. Полищук «Дорогобужские гончары».
Слайд 23
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
«И возродится старинный промысел на Смоленской земле»
г. Сафоново
Смоленская область 2013г.