Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Владимир Маяковский
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
Весь
Боль и ушиб,
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
Слайд 2
«О времени и о себе» (Биография поэта)
«Во весь голос» (Поэтическое творчество)
В окнах РОСТА (Плакаты)
«Сделать подмостки трибуной»(Маяковский-драматург)
Слайд 3
Жизнь
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, неподалеку от Кутаиси, в селении Багдади в семье лесничего, Владимира Константиновича Маяковского. Мать поэта, Александра Алексеевна, родилась на Кубани. Старшая сестра Маяковского, Людмила, была очень развитой и серьезной, младшая, Оля,- живой и проказливой. Характер матери - ее стойкость, вдумчивость, сила воли - передались и Володе, и Людмиле. Когда умер отец, главенство в семье перешло к Людмиле Владимировне, которая вместе с матерью стала наставником, воспитателем и кормилицей младших членов семьи
Отец (1857-1906)
Мать (1867-1954)
Слайд 4
Дом, в котором жил В. Маяковский в Грузии.
Слайд 5
В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, где учится до 1906 года. Первая русская революция 1905 года застала Маяковского-гимназиста в Кутаиси.
Слайд 6
Здание кутаисской классической гимназии, в которой учился В. Маяковский с 1902 по 1906 год.
Слайд 7
Революционные события 1905 года, ранняя смерть отца, побудившая семью переехать в Москву, все это сделало Маяковского не по годам взрослым, остро сознающим свою ответственность и долг перед близкими.
Московская пятая гимназия, в которой учился В. Маяковский в 1906-1908 годы.
Первый дом в Москве.
Слайд 8
С Москвой связана тревожная, полная опасностей юность поэта. Работа в партийном подполье и три ареста за антиправительственную политическую деятельность - таково начало московской жизни Маяковского. В 103-й одиночной камере Бутырской тюрьмы были им написаны первые стихи. Целая тетрадь, отобранная при выходе надзирателем. С детства увлекаясь рисованием, Маяковский стал готовиться к поступлению в «Училище живописи, ваяния и зодчества». Так начался его путь в искусство.
Дело Московского охранного отделения о В. Маяковском.
Слайд 9
Осенью 1911 года Маяковский после экзамена поступает в школу живописи. Но в 1912-1913 годах бросает живопись, литература стала его окончательной профессией. 1914 год. Началась 1-я мировая война, Маяковский ненавидит ее всем своим существом. Но тыл он ненавидит еще больше. Попытался записаться в добровольцы, но не пустили из-за отсутствия благонадежности. Но с помощью Горького был зачислен в автомобильную роту в Петрограде. В 1917 году Маяковский участвует в революции, она становится вторым рождением поэта.
Слайд 10
Вместе с Хлебниковым, Бурлюком, Крученых Маяковский составляет манифест, открывающий сборник, в котором объявляется война буржуазно-мещанской форме, царящей в то время в искусстве. Вскоре вышел первый сборник стихов «Садок судей».
Затем следует работа Маяковского в окнах РОСТА, драматургия. К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества.
В конце декабря 1912 года в Москве вышел футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу» со стихотворениями В. Маяковского «Утро», «Из улицы в улицу». Это было первое выступление Маяковского в печати.
Слайд 11
Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.
Слайд 12
«Во весь голос» (стихи)
Слайд 13
Ранний Маяковский
Ночь
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
Увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
Огни обручали браслетами ноги.
Толпа – пестрошерстая быстрая кошка –
Плыла, изгибаясь, дверями влекома;
Каждый хотел протащить хоть немножко
Громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
В глаза им улыбку протиснул; пугая
Ударами в жесть, хохотали арапы,
Над лбом расцветивши крыльцо попугая.
Слайд 14
Клюющий смех –
Из желтых
Ядовитых роз
Возрос
Зигзагом.
За гам
И жуть
Взглянуть
Отрадно глазу:
Раба
крестов
Страдающе-спокойно-безразличных,
Гроба
Домов
Публичных
Восток бросал в одну пылающую вазу.
Утро
Угрюмый дождь скосил глаза.
А за
Решеткой
Четкой
Железной мысли проводов –
Перина.
И на
Нее
Встающих звезд
Легко оперлись ноги.
Но ги-
Бель фонарей,
Царей
В короне глаза,
Для глаза
Сделала больней
Враждующий букет бульварных проституток.
И жуток
Шуток
Слайд 15
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктырн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
А вы могли бы?
Слайд 16
Окна РОСТА.
***
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другим вразброд –
Всех по очереди словит Деникин,
Всех сожрет генеральский рот.
Если ж на зов партийной недели
Придут миллионы с фабрик и с пашен –
Рабочий быстро докажет на деле,
Что коммунистам никто не страшен.
***
Если жить вразброд,
Как махновцы хотят,
Буржуазия предушит нас, как котят.
Что единица?
Ерунда единица!
Надо
В партию коммунистическую объединиться.
И буржуи,
Какими б ни были ярыми,
Побегут
От мощи
Миллионных армий.
Слайд 17
Голой рукой нас не возьмешь.
Товарищи, - все под ружья!
Красная Армия – Красный еж –
Железная сила содружья.
Рабочий на фабрике, куй, как куешь,
Деникина день сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Верная наша защита.
Крестьяне, спокойно сейте рожь,
Час Колчака сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Лучшая наша защита.
Врангель занес на Коммуну нож,
Баронов срок сосчитан!
Красная Армия – Красный еж –
Не выдаст наша защита.
Назад, генералы, нас не возьмешь!
Наземь кидайте оружье.
Красная Армия – Красный еж –
Железная сила содружья.
Красный еж
Слайд 18
Разочарование
(конец 20-х годов).
«За что боролись?»
Слух идет
Бессмысленен и гадок,
Трется в уши
И сердце ежит.
Говорят,
Что воли упадок
У нашей
У молодежи.
Говорят,
Что иной братишка,
Заработавший орден,
Ныне
Про вкусноты забывший ротишко
Под витриной
Кривит в унынье.
Слайд 19
И нет,
Или горло
Впетлят в коски.
Что голодным вам
На зависть
Окна лавок в бутылочном тыне,
И едят нэпачи и завы
В декабре
Арбузы и дыни.
Слух идет
О грозном сраме,
Что лишь радость
Развоскресена,
Комсомольцы
Лейб-гусарами
Пьют
Да ноют под стих Есенина.
И доносится до нас
Сквозь губы искривленную прорезь:
«Революция не удалась…
Слайд 20
За что боролись?..»
И свои 18 лет
Под наган подставят –
И горюю я,
Как поэт,
И ругаюсь,
Как Маяковский.
Я тебе
Не стихи ору,
Рифмы в этих делах
Ни при чем;
Дай
Как другу
Пару рук
Положить
На твое плечо.
Знал ли я,
Что значит «не есть»,
По бульварам валялся когда, -
Понял я,
Слайд 21
Что великая честь
За слова свои
Голодать.
Из-под локона,
Кепкой завитого,
Вскинь глаза,
Не грусти и не злись
Разве есть
Чему завидовать,
Если видишь вот эту слизь?
Будто рыбы на берегу –
С прежним плаваньем
Трудно расстаться им.
То царев горшок берегут,
То
Обломанный шкаф с инкрустациями.
Вы – владыки
Их душ и тела,
С вашей воли
Встречают восход.
Слайд 22
Это –
Очень плевое дело,
Есль б
Революция захотела
Со счетов особых отделов
Эту мелочь
Списать в расход.
Но, рядясь
В любезность наносную,
Мы –
Взамен забытой Чеки
Кормим дыней и ананасною,
Ихних жен
Одеваем в чулки.
И они
За все за это,
Что чулки,
Что плачено дорого,
Строят нам
Дома и клозеты
Слайд 23
И бойцов
Обучают торгу.
Что ж,
Без этого и нельзя!
Сменим их,
Гранит догрызя.
Или
Наша воля обломалась
О сегодняшнюю
Деловую малость?
Нас
Дело
Должно
Пронизать насквозь,
Скуленье на мелочность
Высмей.
Сейчас
Коммуне
Ценен гвоздь,
Слайд 24
Как тезисы о коммунизме.
Над пивом
Нашим юношам ли
Склонять
Свои мысли ракитовые?
Нам
Пить
В грядущем
Все соки земли,
Как чашу
Мир запрокидывая.
Слайд 25
Окна РОСТА
В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву. В октябре началось его сотрудничество с РОСТА(Российская телеграфная ассоциация). Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА». После прихода в РОСТА Маяковского стихи для «Окон» стал писать только он один: им написаны почти все тексты «Окон». Были случаи, что он писал до 80 тем в день.
«Окна РОСТА».
Слайд 26
В 1921 году начал выходить организованный Маяковским журнал «Бов» (боевой отряд весельчаков) – первый советский журнал сатиры. Выход №1 журнала совпадает с началом нового этапа творчества
Маяковского: он подчеркнуто связал опубликованные в номере патетические стихи «Последняя страничка гражданской войны», славящие героизм Красной Армии, и сатирические стихи «О дряни», предупреждающие о нарождении мещанина, приспособившегося к советской действительности.
Слайд 27
В это время Маяковский пишет во многих газетах: «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока», «Бакинский рабочий» и других. Эта работа давала Маяковскому удовлетворение, так как он хотел чувствовать себя в «рабочем строю» ежедневно, он практически ежедневно приходил в редакции.
Слайд 28
До 1928 года Маяковский пишет «Про это», поэму «150 000 000», выходят сборники «Только новое», «13 лет работы», «Разговор с фининспектором о поэзии», Маяковский выступал в журнале «Новый Леф», пишет в «Огонек».
Слайд 29
Драматургия Маяковского
Драматургия Маяковского начинается с его трагедии "Владимир Маяковский", написанной в 1913 году. Летом 1913 года семья Маяковских жила на даче в Кунцеве (под Москвой)... Маяковский чувствовал себя одиноко. Целыми днями он бродил по Кунцевскому парку, обдумывая замысел своей первой пьесы. Над пьесой он работал в характерной для него манере: на ходу. В начале сентября пьеса была закончена. Вначале поэт предполагал назвать пьесу "Железная дорога" или "Восстание вещей". В экземпляре, представленном в цензуру, заглавие пьесы отсутствовало. Было написано "Владимир Маяковский. Трагедия". Цензор принял фамилию автора за заголовок и выдал разрешение на постановку трагедии "Владимир Маяковский". Поэт решил оставить заглавие оно подходило к содержанию трагедии...
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар чистых. В.Маяковский.
Слайд 30
Вам ли понять,
почему я,
спокойный,
насмешек грозою
душу на блюде несу
к обеду идущих лет.
С небритой щеки площадей
стекая ненужной слезою,
я,
быть может,
последний поэт.
Центральным образом пьесы является образ поэта - пророка обездоленных:
Трагедия "Владимир Маяковский" была представлена 2 и 4 декабря 1914 года в театре Луна-парк в Петрограде. Все роли исполнялись не профессиональными актерами, а учащимися и любителями.
Афиша «Мистерии-буфф».
Слайд 31
Главную роль - Поэта - исполнил сам Маяковский. Он же был режиссером-постановщиком. В 1918 году работает в кино. К первой годовщине Великого Октября Маяковский написал пьесу "Мистерия -буфф". Это первое подлинно народное и новаторское произведение, отразившее величие Октябрьской революции. В "Мистерии-буфф" Маяковский вывел на сцену нового героя - строителя социалистического мира, свободного от целей капиталистической эксплуатации. Показал его в борьбе и труде, сделал его главным героем советской драматургии и театра. В 1928 и 1929 годах Маяковский одну за другой написал две сатирической пьесы - "Клоп" и "Баня". Материалы, факты давало поэту сотрудничество в "Комсомольской правде". Мещанин в коммунистическом обличии - вот кого Маяковский взял на прицел в своей сатире. "Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее", - иронизирует по поводу таких, как Присыпкин, рабочий-слесарь, его сосед по молодёжному общежитию.
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар грязных. В.Маяковский.
Слайд 32
Комедия Маяковского "Клоп" разрабатывала злободневную тему глубоко, и, хотя сюжет её был конкретно-историческим, обобщая явления тогдашней действительности, Маяковский создал произведение, в котором поставлены проблемы общечеловеческие. Этим объясняется, что пьеса не потеряла своего значения и в наше время, вызывает к себе интерес зрителя. Тема сатирического обличения у Маяковского всегда связана с глубоко оптимистической темой борьбы за настоящего человека, черты которого поэт видел в своих современниках - советских людях. Глубина разработки темы, острый сюжет, замечательная выразительность языка и драматичность положений - всё это, вместе взятое, обусловило высокую художественность пьесы.
..."Клоп" - это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином... Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравится, если она не будет нравится обывателю.
Слайд 33
Гражданин!
Спеши,
на демонстрацию «Клопа»,
у кассы - хвост,
в театре толпа.
Но только
не злись
на шутки насекомого.
Это не про тебя,
а про твоего знакомого.
Некоторые говорят:
«Спектакль прекрасен,
но он
непонятен
широкой массе».
Барскую заносчивость
скорей донашивай,-
масса
разбирается
не хуже вашего.
Сильным средством
лечиться надо.
Наружу-
говор скрытненький.
Примите
против внутренних неполадок
внутреннее
лекарство
самокритики.
Ставь прожектора,
чтоб лампа не померкла.
Крути,
чтоб действие
мчало, а не текло.
Театр
не отображающее зеркало,
а -
увеличивающее стекло.
Для афиши Владимиром Маяковским были написаны следующие строки:
Слайд 34
В 1925 году Маяковский написал пьесу "Баня". Эта пьеса, по определению её автора, "агитирует за горизонт, за изобретательную инициативу". Изобличение бюрократизма в "Бане" непосредственно связано с той направленностью сатиры Маяковского, которая нашла своё выражение в стихотворении "Прозаседавшиеся", высоко оценённом В.И. Лениным.
Слайд 35
“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте.
Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят -
“инцидент испорчен”,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12 IV 30 г.”
Слайд 36
Тест по жизни и творчеству
В. В. Маяковского