Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Николай Васильевич Гоголь
(1809- 1852)
Слайд 2
О смех, великое дело!
Ничего не боится человек так, как смеха.
Н.В.Гоголь
Слайд 3
Н. В. Гоголь – одна из значимых фигур в литературе первой половины XIX века.
Гоголь – одинокая звезда в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» его художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.
Слайд 4
Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?
Какие произведения Гоголя вам знакомы? Назовите героев.
Слайд 5
Викторина по произведениям Н. В. Гоголя
Слайд 6
Его имя в переводе обозначает «крыса». Он «ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру». Назовите героя.
Пузатый Пацюк
Слайд 7
В повести «Иван Фёдорович Шпонька» - кухарка, в «Ночи перед Рождеством» - ведьма. Назовите имя героини.
Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?
Какой продукт питания умеет летать, погружаться в нужную жидкость, переворачиваться, подскакивать и залетать в рот?
Вареники
Солоха
Матерью
Слайд 8
Кому из литературных героев принадлежат данные вещи?
1.Трубка – люлька.
(Тарасу Бульбе)
2.Черевички.
(Оксане из произведения «Ночь перед Рождеством»)
3.Мешок
(Солохе из того же произведения)
Слайд 9
К каким произведениям создали иллюстрации художники?
1.
2.
3.
4.
Слайд 10
Что цветёт без цветка?
(Из-за этого растения происходят загадочные, невероятные события. Легенда, связанная с ним, до сих пор жива в фольклоре).
Слайд 12
Семья. Детские годы
Н.В.Гоголь происходил из помещичьей семьи среднего достатка. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке Миргородского уезда. Край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька, где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у которого якобы происходили свидания Мазепы с Матреной.
Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего родственника Гоголя. В Кибинцах находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, - все это содействовало пробуждению художественных и умственных интересов будущего писателя.
Слайд 13
Годы учения
В 1818-1819 годах Николай вместе с братом Иваном обучается в Полтавском уездном училище, потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в новооснованную Нежинскую гимназию высших наук.
Здесь проявляется разностороння художественная одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-декоратор, и как актер, причем с особым успехом исполняет комические роли. Пробует он себя и в различных литературных жанрах. Однако мысль о писательстве «не всходила на ум» Гоголя, все его устремления связаны со «службой государственной».
Нежин. Памятник Н. В. Гоголю, учившемуся в Нежинском лицее в 1822-1828.
Слайд 14
Переезд в Петербург
Окончив в 1828 году гимназию, Гоголь со своим близким другом А. Данилевским едет в Петербург. Первые же недели пребывания в столице глубоко его разочаровывают царящим духом чинопочитания, мелочностью и своекорыстием интересов, всеобщей обезличенностью.
Безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», а весной того же года под псевдонимом В. Алов печатают «идиллию в картинках» «Ганц Кюхельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило тяжелое настроение автора. Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.
Слайд 15
Государственная служба
В конце 1829 г. Гоголю удается устроится на службу. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», зато снабдило его богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
К этому времени обстоятельства Гоголя существенно поправляются, все больше времени уделяет он литературной работе. Он печатает ряд художественных произведений и статей: «Глава из исторического романа», «Глава из малороссийской повести: Страшный кабан», «Женщина» (первое произведение за подписью Гоголя).
Писатель сводит обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 представил Гоголя А. С. Пушкину.
Слайд 16
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
В это время он начинает работу над своим первым циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Еще в Нежине Гоголь вел «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию», записывая в нее различные сведения и наблюдения – бытового, этнографического, исторического характера.
Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным. После выхода этой книги Гоголь стал знаменитым писателем.
Слайд 17
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород», начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи».
«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
Бобчинский и Добчинский
Хлестаков
Слайд 18
Главная книга
В июне 1836 Гоголь уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами». Так в 1842 году вышел первый том поэмы «Мертвые души». Работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1851 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, но большую часть времени живет в Москве.
К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям.
Чичиков
Плюшкин
Слайд 19
Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома «Мертвые души». Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
Смерть поэта
Слайд 20
Литературная мозаика
По жизни и творчеству Н. В. Гоголя
Слайд 21
Когда и где родился Н.В.Гоголь?
1812 г. в Санкт-Петербурге
1809 в местечке Большие Сорочинцы
1828 г. В Москве
Слайд 22
Какое учебное заведение и когда окончил Н.В.Гоголь?
1828 г. Неженская гимназия высших наук.
1829 г. Царскосельский лицей.
1826 г. Пансион при Московском университете.
Слайд 23
Каким произведением Н.В.Гоголь начинал свои литературный дебют?
Сборник «Арабески»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Ревизор»
Слайд 24
В каком году Н.В.Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным?
1831 г.
1828 г.
1835 г.
Слайд 25
Кто такой В.Алов?
Знакомый Н.В.Гоголя
Редактор журнала «Сын Отечества»
Литературный псевдоним самого Н.В.Гоголя
Слайд 26
Гоголь и русский театр
Слайд 27
Из биографических сведений о Н. В. Гоголе мы знаем, что в 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о русской комедии. Параллельно с прозаическими циклами Гоголь работает над драматическими произведениями: «Ревизор» (1835 г.), «Женитьба» (1836 г.), «Игроки» (1842 г.).
Писатель в развитие жанра комедии внес свое. Он считал, что комедия выполняет свое назначение только тогда, когда идея произведения выявляется в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
Слайд 28
Он отступает от сложившихся принципов построения драматургического сюжета. Гоголь ищет завязку комического действия в повседневности, заявляет, что «комизм кроется везде».
Гоголь существенно обновляет сам тип завязки, заметив, что в настоящее время действенны «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь».
Гоголь отказывается от традиционных героев, от разделения персонажей на носителей истины и далеких от нее, достойных осмеяния.
Новаторство Гоголя
Слайд 29
Н. В. Гоголь о театре
Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны — сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила...
Театр — великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека.
Слайд 30
«Ревизор»
Комедия в пяти действиях
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица.
Слайд 31
История создания комедии
Гоголю мы обязаны тем, что им был заложен прочный фундамент для создания национально-русской драматургии. Ведь до появления «Ревизора» можно назвать лишь «Недоросля» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова – две пьесы, в которых художественно полноценно были изображены наши соотечественники.
Гоголь, возмущаясь репертуаром наших театров, почти сплошь состоявшим из переводных пьес, писал в 1835-1836 г. г.: «Русского мы просим! Своего дайте нам! Что нам французы и весь заморский люд? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров! Своих характеров! Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов… На сцену их! И пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!»
Слайд 32
В октябре 1835 г. Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов и, клянусь, будет смешнее черта».
И Пушкин дал Гоголю сюжет.
Слайд 33
«В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов.
Слайд 34
Действующие лица:
Выбор персонажей в «Ревизоре» обнаруживает стремление охватить максимально все стороны общественной жизни и управления.
Тут и судопроизводство ( Ляпкин-Тяпкин), и просвещение (Хлопов), и здравоохранение (Гибнер),
и почта (Шпекин), и своего рода социальное обеспечение( Земляника), и, конечно, полиция.
Такого широкого взгляда на официальную государственную жизнь русская комедия ещё не знала.
Ю.Манн «Комедия Гоголя «Ревизор»
Слайд 35
Уездный город Устюжна Новгородской губернии,
где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»
Городничий: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»
Ю.Манн, литературовед:
«Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные. Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь»
Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий
Старинный особняк,
где мог жить Сквозник-Дмухановский
Улица со старыми домами,
по которой могли гулять герои «Ревизора»
Почти центр города…
Слайд 36
Впервые на сцене
Вечером 19 апреля 1836 г. в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера комедии.
Необычайное волнение царит на площади у театра, подъезжают экипажи, хлопают дверцы карет. Ложа и кресла заполнила петербургская знать, ожидают самого государя. Автор тоже был в театре. Задумчиво глядя поверх мундиров и орденов, припоминал переводные пьесы и отечественные водевили, безделушки с кукольными характерами и выдуманными страстями, которые так нравились этой публике. А Гоголь мечтал об искусстве, которое волнует, исторгает слезы, клеймит публично «прячущийся порок».
Слайд 37
Какова же была реакция зрителей?
«Общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов актера, - писал П. А. Вяземский, - ни в чем не было недостатка».
Но успех казался каким-то странным. Мемуарист П. А. Анненков подметил необычную реакцию зала: «Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах… Недоумение это возрастало потом с каждым актом…»
Многие видели в комедии карикатуру, заявляли, что Гоголь – «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь».
Слайд 38
Между тем пьеса была одобрена государем Николаем Павловичем, который много смеялся во время представления, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»
Сам автор был недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать ото всего».
Слайд 39
Домашнее задание:
Чтение I действия комедии.
Ответить на вопрос: что является завязкой комедии? (устно)
Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.
Объяснить по тексту, какие причины для страха имеет каждый чиновник?
Составить таблицу о чиновниках уездного города.
Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту