Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Происхождение
и развитие жизни
Контрольно – обобщающий урок
Игра – зачёт
«Путешествие по эпохам планеты Земля»
9 класс
Слайд 2
Вам предлагается виртуальное путешествие на машине времени по эпохам планеты Земля. Задача – пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности.
Изначально у каждого игрока:
1 ум.
1 жизнь.
Изначально у группы:
Мудрость – возможность пользоваться литературой – определяется броском кубика («1», «2» - одна мудрость, «3», «4» - две мудрости, «5», «6» - три мудрости)
«Путешествие по эпохам планеты Земля»
Слайд 3
Проникновение в систему
Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя. Если не назвали – потеряли ум.
Расставьте в правильном порядке названия эр:
Мезозой
Кайнозой
Архей
Палеозой
Протерозой
Слайд 4
Проникновение в систему
Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя. Если не назвали – потеряли ум.
Расставьте в правильном порядке названия эр:
Архей
Протерозой
Палеозой
Мезозой
Кайнозой
Слайд 5
Архейская эра
Вы в архейской эре. Отсюда будем двигаться вперед во времени, пока не попадем снова в свое время. Но чтобы двигаться дальше, необходимо воссоздать организм, в котором будем путешествовать. Разделения на царства еще нет, полное господство прокариотов. Нарисуйте на листе схему строения первого живого организма, подпишите его структурные элементы. Если не справитесь вся команда потеряет ум.
Капитан команды должен изобразить без слов словосочетание «анаэробный гетеротроф».
Слайд 6
Архейская эра
Ваш живой организм начинает превращаться в эукариота.
В ком будете путешествовать дальше?
В одноклеточном растении
В одноклеточном животном
Выберите из списка с названиями органов те, которые должны присутствовать в вашем одноклеточном организме. Если ответ не верный все игроки теряют ум.
Слайд 7
Растительный организм
Выберите органоиды растительной клетки.
Рибосомы, лейкопласты, лизосомы, вакуоль, ЭПС, жгутики, ядро, сократительная вакуоль, хлоропласты, хромопласты, клеточный центр, комплекс Гольджи, пищеварительные вакуоли, клеточная стенка
Ответ:
Рибосомы, лейкопласты, лизосомы, вакуоль, ЭПС, жгутики, ядро, сократительная вакуоль, хлоропласты, хромопласты, клеточный центр, комплекс Гольджи, клеточная стенка
Создайте схему эволюции растений на основе слов-подсказок: зелёные водоросли, мхи, цветковые, папоротники, хвощи, голосеменные, псилофиты, плауны, бурые водоросли
Ответ: Зеленые водоросли – бурые водоросли – псилофиты – мхи – плауны – хвощи – папоротники – голосеменные - цветковые
Слайд 8
Животный организм
Выберите органоиды животной клетки.
Рибосомы, лейкопласты, лизосомы, вакуоль, ЭПС, жгутики, ядро, сократительная вакуоль, хлоропласты, хромопласты, клеточный центр, комплекс Гольджи, пищеварительные вакуоли, клеточная стенка
Ответ:
Рибосомы, лизосомы, ЭПС, жгутики, ядро, клеточный центр, комплекс Гольджи, пищеварительная вакуоль
Создайте схему эволюции животных на основе слов-подсказок: Хордовые, кишечнополостные, плоские черви, губки, членистоногие, круглые черви, моллюски, кольчатые черви, иглокожие.
Ответ: губки – кишечнополостные – плоские черви – круглые черви – кольчатые черви – членистоногие – моллюски – иглокожие – хордовые.
Слайд 9
Протерозойская эра
Итак, вы в Протерозое. Ваш одноклеточный организм съело кишечнополостное животное. Чтобы не перевариться, нужно перечислить, какие системы органов есть у него. Если ответ неверный то 2 участника потеряют ум.
В машине времени сбой. Нужно успевать следить за изменениями и определять, в какое животное оно превратилось.
Пищеварительная (полостное пищеварение), дыхательная (поверхностью тела), выделительная (поверхностью тела), половая, нервная (раздражимость).
Медуза сцифоидная
Слайд 10
Первое изменение!
Появился третий слой клеток, тело плоское, нервная система лестничного типа, пищеварительная система замкнутая. Если не определите потеряете 2 ума.
(плоские черви)
Второе изменение!
Тело стало округлым в поперечном сечении и разделенным внутри на сегменты. Нервная система по-прежнему лестничного типа, но пищеварительная система незамкнутая. Появилась кровеносная система и наружные жабры. Если не определите потеряете 2 ума.
(кольчатые черви)
Третье изменение!
Появился наружный скелет из хитина, появились конечности, состоящие из члеников. Если не определите потеряете 2 ума.
(членистоногие)
Слайд 11
Палеозойская эра
Вы в палеозойской эре. Трилобит, в котором вы находитесь, скоро вымрет. Ланцетник готов приютить вас, если вы поможете ему разобраться с периодами палеозойской эры, если выполните задание не правильно потеряете 2 ума. Расставьте в правильном порядке от первого к последнему:
Девон
Пермь
Кембрий
Карбон
Ордовик
Силур
Слайд 12
Палеозойская эра
Вы в палеозойской эре. Трилобит, в котором вы находитесь, скоро вымрет. Ланцетник готов приютить вас, если вы поможете ему разобраться с периодами палеозойской эры, если выполните задание не правильно потеряете 2 ума. Расставьте в правильном порядке от первого к последнему:
Кембрий
Ордовик
Силур
Девон
Карбон
Пермь
Слайд 13
Палеозойская эра
Вашего ланцетника схватила акула. Грозится съесть, если не поможете ей разобраться, какие классы растений появились в палеозое. Если не сможете, то 2 человека потеряют жизнь.
Слайд 14
Мезозойская эра
Вы вместе с вашей рептилией попали в мезозойскую эру. Подслеповатый стегозавр ищет своего друга бронтозавра. Поскольку он плохо видит, то задает всем встречным рептилиям любимую загадку своего друга. Если не сможете ответить, то половина команды потеряет жизнь и половина команды от страха потеряет ум.
Когда на сушу «вышли» первые животные, там уже росли растения, которыми они могли питаться. В свою очередь, когда первые растения «вышли» на сушу, там уже был тонкий слой почвы, в котором они могли расти. Какие животные организмы первыми вышли на сушу и создали первый слой почвы? Чем они питались?
(кишечнополостные)
Растительноядный динозавр - бронтозавр
Растительноядный динозавр - стегозавр
Слайд 15
Мезозойская эра
Заполните таблицу.
Распределите цифры определений по соответствующим графам таблицы
Определения
1. Хищные и травоядные рептилии. 2. Современные голосеменные. 3. Земноводные. 4. Мелкие млекопитающие. 5. Древние покрытосеменные. 6. Первые птицы. 7. Костистые рыбы. 8. Динозавры. 9. Древние голосеменные и папоротники.
2
3
4
5
7
9
Рогатый динозавр - стиракозавр
Летающий хвостатый ящер - рамфоринкус
цератозавр
игуанодон
Слайд 16
Кайнозойская эра
Вы в кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки. За каждую ненайденную ошибку теряется 1 ум.
Кайнозойский период состоит из трёх эр: сначала антропоген, затем палеоген и последний идёт неоген. В палеогене появились все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В неогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в неогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек. В антропогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии. Кроме того, в антропогене появились человекообразные обезьяны. Что касается растительного мира, то здесь в течение всего кайнозоя происходило постепенное вымирание покрытосеменных и все большее преобладание голосеменных.
Слайд 17
Кайнозойская эра
Вы в кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки. За каждую ненайденную ошибку теряется 1 ум.
Кайнозойский период состоит из трёх эр: сначала палеоген, затем неоген и последний идёт антропоген. В неогене появились все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В палеогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в палеогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек. В неогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии. Кроме того, в неогене появились человекообразные обезьяны. Что касается растительного мира, то здесь в течение всего кайнозоя происходило постепенное вымирание голосеменных и все большее преобладание покрытосеменных.
Слайд 18
Выход из игры
Ну что ж, вы прошли все испытания, осталось только покинуть систему. Для этого нужно привести в порядок все свои запасы ума и жизней.
Если не хватает ума – нарисуйте на листе схему эволюции хордовых (или любую другую схему) с указанием ароморфозов.
Если не хватает жизней – разыграйте схему эволюции хордовых (или любую другую схему) в виде пантомимы.
Слайд 19
Итак вы успешно справились с задачей, поздравляю вас! – ваша оценка «отлично»
Если вы допускали ошибки то ваша оценка «хорошо»
Если у вас было очень много ошибок то ваша оценка «удовлетворительно»
Слайд 20
Автор урока учитель биологии
Наталья Владимировна Пальчевская
МБОУ «Каратузская СОШ» - 2009 год