Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Краснодарский край, Новокубанский район,
село Новосельское, МОБУООШ №12
Урок литературы в 9 классе.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Творческий портрет.
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МОБУСОШ № 12
Слайд 2
…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
…Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой…
…Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Слайд 3
…Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный…
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Слайд 4
…Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
…Все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Всё было ад иль небо в них.
Слайд 5
Жизнь и личная судьба Лермонтова коротка и трагична. .. Детство поэта, омрачённое несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах.
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится и встают Вдали туманы над полями.
И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье, С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье.
Слайд 6
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта,
на попечении которой остался маленький Лермонтов, боготворила своего внука и завещала ему всё своё состояние при условии, что его отец не будет вмешиваться в воспитание сына. .. Семейные распри терзали чуткое сердце юного поэта.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом.
«Стансы» 1831
Слайд 7
В 1828 году Лермонтов был определён в Благородный пансион при Московском университете. В пансионе ярко проявились разносторонние дарования юного Лермонтова. Он в совершенстве овладел западноевропейскими языками. Много времени отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на фортепьяно и скрипке. Но любимым занятием было литературное творчество.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.
«Нищий» 1830
Слайд 8
В Московском университете (1830 -1832) Лермонтов сформировался как передовой человек и замечательный поэт.. Он много читал, общался с передовой студенческой молодёжью. Глубокий ум поэта, его резкие суждения (он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас) раздражали некоторых реакционных профессоров. Ему дали понять, что его пребывание в Московском университете нежелательно.
Не угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
«Молитва» 1829
Слайд 9
Лермонтов едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказывают зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов, по настоянию родных избирает военное поприще и сдаёт экзамены в Школу гвардейских прапорщиков. «Два страшных года» – так определил Лермонтов время пребывания здесь, где военная муштра почти не оставляла времени для занятий серьёзным литературным творчеством.
Как в ночь звезды падучей пламень,
Не нужен в мире я,
Хоть сердце тяжело, как камень,
Но всё под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец,
И тягостно мне счастье стало,
Как для царя венец.
И, все мечты отвергнув снова,
Остался я один –
Как замка мрачного, пустого
Ничтожный властелин.
Слайд 10
Лермонтов высоко ценил творчество Пушкина. Печальное известие о кончине поэта потрясло его. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в смерти поэта обвинял придворную знать.
За написание «непозволительных стихов» Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами.
Погиб поэт! –невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
«Смерть поэта» 1837
Слайд 11
Елизавета Алексеевна Арсеньева неустанно хлопотала о возвращении любимого внука в полк, в котором он служил раньше. Её прошение поддержал Жуковский. Осенью 1837 года Лермонтова перевели в Новгород, а весной следующего года разрешили служить в столице.
Этот период был самым плодотворным для поэта.
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Слайд 12
Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоёвывая «большой свет» и мир литературы. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества – безвольного, не способного на деяние, страсть, творчество.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию – презренные рабы…
«Дума» 1838
Слайд 13
Скептически оценивая жизнь как таковую, Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом, в народной культуре, Богоборчество, мотивы невозможности любви и губительной красоты соседствуют с поиском душевной умиротворённости.
…Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!..
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
«Выхожу один я на дорогу…» 1841
Слайд 14
Дуэль Лермонтова с сыном фрацузского посла Э. де Барантом привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам(вычеркнут из списков Николаем 1), но получает отпуск, приезжает в Петербург, обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности. Одно за другим пишутся гениальные стихотворения.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
«Поэт» 1838
Слайд 15
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.
Никто моим слорам не внемлет… я один.
День гаснет…красными рисуясь полосами, на запад уклонились тучи, и камин
Трещит передо мной. Я полон весь мечтами
О будущем… и дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущёнными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!