Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Инна Гофф в официальных справочниках и воспоминаниях друзей и близких
Инна Анатольевна Гофф родилась 24 октября 1928 года в Харькове. Её мать — преподаватель французского языка, отец — врач-фтизиатр. С началом войны семья успела эвакуироваться в Томск. Инна работала няней, потом библиотекарем в эвакогоспитале, совмещая работу с учёбой в школе. Она писала стихи, легко поступила в Литературный институт имени М. Горького, посещала семинары Михаила Светлова, но неожиданно ушла в прозу, на семинар к Константину Паустовскому. Институт окончила в 1950-м, печаталась с 1947-го. Ещё во время учёбы вышла замуж за известного поэта и писателя Константина Ваншенкина, с которым прожила всю свою жизнь.
Константин
Ваншенкин
Слайд 2
В 1950-м году на 1-м Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я — тайга». Основные темы в её творчестве — этические проблемы, дружба и любовь, долг и верность. Она писала рассказы, повести, исследования. Роман о любви И. Гофф «Телефон звонит по ночам» (1963) — единственный её опыт в этом жанре.
«Вы давно доросли до романа», — сказала мне когда-то Вера Фёдоровна Панова.
Слайд 3
Долгое время стихи она писала «для себя». Но, благодаря Марку Бернесу, Яну Френкелю и Эдуарду Колмановскому, появились замечательные песни на стихи Инны Гофф — «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Ну а лето продолжается», «Снова ветка качнулась».
Слайд 4
История песни «Русское поле»
Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…
Инна Гофф
Слайд 5
Песня из кинофильма режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968 год). Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля. [Следует, видимо, напомнить, что Кеосаян решился тогда на весьма рискованный шаг, вложив в фильме эту насквозь патриотическую песню в уста белогвардейского офицера. Необычайная популярность фильма в немалой степени способствовала популяризации песни Яна Френкеля.
Э.Кеосаян
Песня
«Русское поле»
Слайд 6
«Русское поле» Слова Инны Гофф…
музыка Яна Френкеля
Это лучшая песня о родине.
Я бы предложил сделать её
Государственным гимном
России.
Расул Гамзатов
Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля —
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.
Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской —
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу —
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву.
Не сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Слайд 7
Август
(Музыка Яна Френкеля)
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной?
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.
За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной,
Что сбывается ранней весной.
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты.
Слайд 8
А.Вертинский. «Доченьки»
Александр Николаевич Вертинский (21 марта (2 апреля) 1889, Киев – 21 мая 1957, Ленинград. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище) – русский певец-шансонье, поэт, композитор, артист.
Слайд 9
Семья Вертинского Жена Вертинского Лидия Владимировна, актриса
и художник, дебютировала в кино в роли сказочной
птицы Феникс в фильме
"Садко". Кроме того, она снялась в сказках
"Новые приключения Кота в сапогах" и "Королевство
кривых зеркал". Дочери Вертинских появились на экране одновременно
и покорили зрителей своей красотой, нестандартностью
и внешней, и внутренней. Марианна прославилась
в образах современниц. Их отличали мягкий лиризм,
женственность, поэтичность. Марианна была необычайно
популярна в 60-е годы, но в дальнейшем ничего достойного
в кино так и не сыграла, оставаясь тем не менее ведущей
актрисой театра им. Вахтангова. Анастасии предлагали в основном роли классические:
в 16 лет она сыграла Ассоль, в 20 - Офелию, затем Лизу
Болконскую, Кити. В умелых режиссерских руках ее
внешние данные использовались поразительно.
В дальнейшем Анастасия Вертинская показала себя
зрелым мастером, способным точно очертить
характеры героинь, уделить внимание деталям, ей
присущи тонкая ироничность и
лиризм, а также выразительная пластичность рисунка.
Слайд 10
Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: "Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными".
Слайд 11
«Меня называл «солнце в консервах» Отец нас не наказывал – это исключено. Считал, что жизнь такая сложная и тяжелая, перипетий хватит, поэтому детство должно быть ярким и светлым. Самые ранние воспоминания об отце – смутно помню, как он брал меня на руки и гулял со мной. Это было во время гастролей в Боржоми. Мы жили у хозяйки – снимали две комнаты. Папа показывал мне свинок и говорил: «Видишь, хо-хо». А я показывала на машинки: «Би-би». И он меня стал звать Би-би. Я когда была маленькой, обо всех спрашивала: «Пап, не бодается, не кусается?..» И он мне посвятил: «Би-би цветы полагаются. Они не бодаются, не кусаются! И когда вырастешь ты, Пускай тебе носят цветы и мужчины, и мальчики – И целуют твои милые пальчики!». А еще он меня называл «солнце в консервах»... Марианна
Слайд 12
У меня завелись ангелята, Завелись среди белого дня. Всё, над чем я смеялся
когда-то, Всё теперь восхищает меня! Жил я шумно и весело, каюсь, Но жена всё к рукам прибрала, Совершенно со мной
не считаясь, Мне двух дочек она родила. Я был против. Начнутся
пелёнки... Для чего свою жизнь
осложнять? Но залезли мне в сердце
девчонки, Как котята в чужую кровать! И теперь с новым смыслом
и целью Я, как птица, гнездо своё вью И порою над их колыбелью Сам себе удивлённо пою:
Доченьки, доченьки, Доченьки мои! Где ж вы, мои ноченьки, Где ж вы, соловьи?.. Много русского солнца и света Будет в жизни дочурок моих. И что самое главное - это То, что Родина будет у них! Будет дом. Будет много
игрушек. Мы на ёлку повесим звезду. Я каких-нибудь добрых
старушек Специально для них заведу. Чтобы песни им русские пели, Чтобы сказки ночами плели, Чтобы тихо года шелестели, Чтобы детства забыть
не могли.
«Доченьки»
Слайд 13
Правда, я постарею немного, Но душой буду юн, как они! И просить буду доброго Бога, Чтоб продлил мои грешные дни. Вырастут доченьки, Доченьки мои... Будут у них ноченьки, Будут соловьи! А закроют доченьки Оченьки мои, Мне споют на кладбище Те же соловьи! 1943 Москва
Слайд 14
Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 – 12 июня 1997).
Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси.
В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен.
После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс.
Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области.
Слайд 15
В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец".
В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР.
Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году.
Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски.
12 июня 1997 Булат Шалвович скончался в Париже.
Слайд 16
Как признался сам Окуджава, песня «По Смоленской дороге» — едва ли не единственная его песня, мелодия которой появилась раньше текста: «Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от «Литературной газеты», была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи»…
«По Смоленской дороге» Окуджава посвятил молоденькой Жанне Болотовой (ей тогда не исполнилось ещё и двадцати лет). Это не единственное посвящённое ей стихотворение. В том же 1960 году Окуджава посвятил Жанне Болотовой ещё несколько стихов, среди которых есть как очень известные его стихи-песни («Дежурный по апрелю», «Старый пиджак»), так и малоизвестные.
Юрий
Левитанский
Жанна
Болотова
Слайд 17
Булат Окуджава ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ
По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, -
Две вечерних звезды - голубых моих судьбы.
По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо,
Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо –
Покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
Две холодных звезды голубых глядят,глядят.
1960
Слайд 18
В чём обаяние «Смоленской дороги»?
Почему эта песня была и остаётся любимой у людей
самых разных поколений? И о чём в ней, собственно
говоря, поётся?.. О зимней дороге? О вечной нашей спешке?
О неразделённой любви?.. Да кто ж его знает…
Её обаяние — не в её сложности, а в её ослепительной простоте.
И нет в ней ни неуместного трагизма, ни неизбывной печали,
ни каких-то скрытых подтекстов. Просто дорога, просто звёзды —
и просто жизнь. Трудная вблизи и счастливая издали.
Смешная и грустная. Такая уж, какая она есть…