Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Управление развитием
школы
Л.А. Магальник
Слайд 2
Развитие школы – процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования (В. С. Лазарев)
Слайд 3
Подходы к управлению развитием
Административный / демократический
(Кто является субъектом управления?)
Системный / автономный
(Какова степень интеграции новшества?)
Опережающий / реактивный
(Какова степень прогностичности новшества?
Целевой / нецелевой
(Новшество ориентировано на процесс или результат?)
Слайд 4
Нововведение– целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Нововведение – процесс внедрения новшества (В.С. Лазарев)
Слайд 5
Инновационный процесс - предполагает изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые:
обладают новизной
способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества
согласованы с другими осуществляемыми нововведениями
обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то частей
Слайд 6
Качественные характеристики
новшеств
Предмет инновации
Глубина преобразований
Масштаб преобразований
Ресурсоемкость новшества
Уровень разработанности
Слайд 7
Цели,
условия, содержание,
средства, методы,
формы организации
процессов
Предмет инновации
Образовательная подсистема
Внутришкольное управление
Хозяйственная деятельность
Слайд 8
Радикальные
(новые идеи,
новые технологии,
революция)
Глубина преобразований
Модифицирующие
(частичные изменения,
усовершенствование,
эволюция)
Слайд 9
Локальные
(небольшие изменения модифицирующего
характера на узком участке работы школы)
Модульные
(целостные изменения одной из подсистем школы)
Системные
(перестройка всей школы под общую идею,
концепцию, создание новой школы на базе старой)
Масштаб преобразований
Слайд 10
Цена затрат на процесс освоения
Объем ресурсов для покрытия затрат
Временные возможности
Кадровые возможности
Материально-технические возможности
Программно-методические возможности
Финансовые возможности
Нормативно-правовые возможности
Психологическая готовность
Организационная возможность
Ресурсоемкость новшества
Слайд 11
Интегральная оценка новшества
Потенциальная полезность
Реализуемость
Актуальность
Слайд 12
Заимствование чужого опыта
Пути обновления школы
Эксперимент
Развитие собственного опыта
Освоение научных разработок
Путь проб и ошибок
Слайд 13
Новшество, полностью подготовленное к использованию, прошедшее апробацию. Такое новшество, представляет собой научную разработку, чаще всего является радикальным новшеством. Научная разработка проходит в своем развитии следующие этапы: разработка идеи в научных концепциях и методических предложениях; ее опытно-экспериментальная проверка, определенное распространение в практике и общественное признание и затем – отражение идеи в конкретных предписаниях к деятельности педагогов практиков.
Новшество, недостаточно подготовленное к использованию. Такое новшество рождается обычно в практической среде – передовой педагогический опыт. Требует тщательного анализа и обобщения опыта его использования.
!!! От степени разработанности новшества зависит надежность обоснования ожидаемого полезного эффекта.
Уровень разработанности
Слайд 14
Научные подходы к управлению развитием
Концепция организационного развития (60-е гг.)
Организационное развитие – целенаправленная работа, осуществляемая высшим руководством для увеличения эффективности и жизнеспособности организации посредством планируемых изменений в процессы, протекающие в ней, используя при этом знания и методы науки о поведении и науки управления (Р. Берхард).
Слайд 15
Этапы процесса организационного
развития
Формулировка и оценка критических проблем организации.
Постановка предварительного диагноза.
Планирование совместных действий.
Осуществление действий.
Оценка результатов проведенных изменений.
Основные объекты воздействия – цели, структура, технологии, люди, др.
Слайд 16
Технологии организационного развития
(базируются на технологии системного развития)
П. Далин, В Руст. Норвегия, 1970-80 гг. Стратегия активного вмешательства в жизнь школы. Элементы школы как системы: окружение, ценности, человеческие отношения, организационная структура, стратегия развития. Носители технологии развития – внешние консультанты.
Де Калуве, Э. Маркс, М. Петри. Голландия, 1980-90 гг. Разработка классификации моделей школ. Развитие –есть переход школы из одной модели в другую. Элементы школы как системы: целеполагание, организация образовательного процесса, процесс управления.
В.С. Лазарев, М.М. Поташник. Россия,1990-е гг.
Основная цель организационного развития –
разрешить актуальные проблемы школы и
повысить качество образования в ней.
Носитель технологии развития –
руководитель школы.
Слайд 17
Системно-целевой подход к управлению развитием школы
Сущность системного подхода заключается …в исследовании наиболее общих форм организации, которое предполагает прежде всего изучение частей системы, взаимодействия между ними, исследование процессов, связывающих части системы с целями (Д.М. Гвишиани).
В качестве компонентов системы чаще всего выделяются: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию, людей.
Слайд 18
Педагогическая система школы
.
Инновационная система школы
Совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, учебно-воспитательного процесса и результатов образования.
Совокупность особым образом связанных между собой идей изменений, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений в педагогической системе школы, а также результатов этих изменений.
Слайд 19
Этапы освоения новшеств
(В.С. Лазарев, О.Г. Хомерики)
Определение потребностей в изменениях.
Сбор информации и анализ ситуации.
Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения.
Принятие решения о внедрении (освоении).
Само внедрение, включая пробное использование новшества.
Институализация (установление) или длительное использование новшества,
в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Слайд 20
Программа развития – модель системного решения проблем
?
Исходное состояние школы (где мы сейчас находимся?)
Образ желаемого будущего (куда мы хотим идти?)
Состав и структура действий по переходу от настоящего к будущему (что мы будем делать, чтобы оказаться там, где хотим?)
Слайд 21
Программа развития – модель системного решения проблем
Программа должна определять:
Проблемы, на решение которых она ориентирована.
Новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы.
Образ (проект) желаемого будущего школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему школы.
Стратегию осуществления изменений.
Цели программы – ожидаемые и желаемые результаты изменений.
Инновационные проекты осуществления частных изменений.
Ресурсное обеспечение программы.
Кадровое обеспечение программы.
Слайд 22
Функции управления
Планирование
Информационная
Аналитическая
Целеполагание
Организация
Мотивация
Контроль