Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС»
Слайд 2
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Основные проблемы, связанными с чтением подростков
Слайд 3
В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не выполняет стимулирующих функций и современная школа.
Слайд 4
75% учащихся – пятиклассников испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с интерпретацией и обобщением информации,
67% неверно выполняют задания на анализ и оценку содержания, языковых и структурных особенностей текста.
Наблюдается отрицательная динамика по показателям «извлечение первичной и вторичной информации», «способы обработки информации», «представление полученной информации в форме, соответствующей коммуникативному замыслу» у учащихся 9 класса.
Результаты исследования «грамотности чтения» в МОУ Белореченской СОШ
Слайд 5
В современной школе наблюдается кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности, который должен обладать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению.
Слайд 6
Чтение –фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций
Слайд 7
Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология) по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения.
Комплексное решение проблемы
Слайд 8
Смысловое чтение
НОО
Стратегия
смыслового чтения
и
работа с текстом.
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Чтение.
Работа с текстом.
(метапредметные
результаты)
ООО
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация
Работа с текстом:
оценка информации
Слайд 9
1.Проектировочный
знакомство с проблемой, её изучение, осознание необходимости введения единого режима работы школы с текстовой информацией;
- оценку состояния проблемы в данном образовательном учреждении, для чего необходимо проведение первичного мониторинга-диагностики навыков осмысленного чтения;
- проблемный анализ результатов независимого оценивания учебных достижений школьников;
- - мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения;
- формулирование цели и создание модели идеального читателя-школьника.
Основные этапы формирования общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Слайд 10
2.Технологический. ( 4 модуля)
- повышение уровня читательской компетентности педагогов и библиотекарей ОУ, переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин;
- организация в школе образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением при подготовке домашних заданий.
обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода
межпредметная интеграция
Основные этапы формирования общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Слайд 11
Основные этапы формирования общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Модуль1. «Приёмы техники смыслового чтения в разных предметных областях»
Теоретическая часть:
«Реализация междисциплинарной программы «Смысловое чтение». Понятие «смысловое чтение», педтехнологии по развитию смыслового чтения, особенности и структура междисциплинарной программы»
Обучающий семинар «Методы и приемы смыслового чтения»
Задания для творческих групп
Описать или представить один из приёмов техники смыслового чтения, используемого на уроках своей предметной области.
Разработать задания с несплошным текстом на основе дидактического конструктора задач Л.С. Илюшина и таксономии Б.Блума.
Слайд 12
3 Рефлексивный
Определить результаты деятельности, а также соотнести эти результаты с прогнозируемыми результатам (с идеальным образом читателя-школьника) по формированию читательской культуры
Основные этапы формирования общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Слайд 13
создан банк учебно-методических материалов педагогов в рамках реализации междисциплинарной программы смыслового чтения и работы с текстом (в электронном виде).
разработаны критерии оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации технологии смыслового чтения и работы с текстом.
Планируемые результаты
Слайд 14
ООО Планируемые результаты Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт
находить в тексте требуемую информацию
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста
Слайд 15
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
Бэкон Ф.
Слайд 16
Читающий человек – это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего.
Читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые, верные решения
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Творческих вам успехов!