Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Антон Павлович Чехов
Вишнёвый сад
пьеса
Слайд 2
Вопрос 1
Где развертывается действие пьесы «Вишневый сад»:
А) в одном из провинциальных городов России;
Б) в Москве;
В) в имении Любови Андреевны Раневской;
Г) в имении Лопахина?
Слайд 3
Вопрос 2
Какие семейные отношения связывают Раневскую и Гаева:
А) Гаев – муж Раневской;
Б) Гаев – ее брат;
В) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
Г) Гаев – ее сын?
Слайд 4
Вопрос 3
Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные монологи:
А) Петя Трофимов;
Б) Епиходов;
В) Гаев;
Г) Варя?
Слайд 5
Вопрос 4
В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало :
А) Раневской;
Б) Фирса;
В) Гаева;
Г) Пети Трофимова?
Слайд 6
Вопрос 5
В пьесе «Вишневый сад» был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:
А) Раневская;
Б) Варя;
В) Аня;
Г) Дуняша?
Слайд 7
Правильные ответы:
1 - В
2 – Б
3 - В
4 - В
5 - В
Слайд 8
Цели урока:
1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;
2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.
Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”?
(“белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”)
Слайд 10
"Вишневый сад".
Особенности сюжета и конфликта пьесы.
Символический смысл образа вишнёвого сада
Комедия А.П. Чехова
Слайд 11
«Вишнёвый сад» — лирическая (эмоционально выразительная) пьеса в четырёх действиях. Пьеса написана в 1903 г., впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском Художественном театре (МХТ).
«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти.
Слайд 12
Комедия или….?
Главный действующий персонаж - вишнёвый сад. Современность требует, чтобы он не просто радовал своих хозяев пышным цветением и спелыми вишнями. Он теперь должен работать на хозяев, приносить им прибыль больше, чем раньше. А то, что герои пьесы этого не понимают, цепляясь за прошлое отношение к саду, к прошлой жизни делает их смешными, трагикомичными, а саму пьесу – фарсом (комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами). Так оценивал свое произведение сам Антон Павлович.
Слайд 13
Сюжет
Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, Варя, её приемная дочь.
Слайд 14
Действие первое
Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам.
Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишневый сад и отдать свое имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам.
Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех, говоря, что он клянется, что имение не будет продано. В его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.
Слайд 15
Действие второе
Действие пьесы переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на своем плане как на единственном верном, но его даже не слушают.
В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».
Слайд 16
Действие третье
В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами.
Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин.
Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.
Слайд 17
Действие четвёртое
Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения.
Они расстаются с местом, которое так много для них значило и начинают новую жизнь. Какие у них мысли и планы?
План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, забытый всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.
Слайд 18
Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) –
система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям;
- последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения. В основе сюжета –конфликт.
Слайд 19
Конфликт(от лат. сonflictus)
– острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; противоречие, столкновение между героями.
Слайд 20
Особенности конфликта пьесы
В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие?
(Борьба вокруг вишневого сада.)
Так сколько же планов (точек зрения) у этого образа?
С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад?
(Сад – это имение, символ барства, прошлое хозяев – для Гаева, Раневских; выгодная покупка, дачи - для Лопахина; символ красоты, Родины - для автора.)
Слайд 21
Имение
Покупка
Дачи
Прошлое
Настоящее
Будущее
Символ красоты
Символ родины
Слайд 22
Художественные особенности пьесы
Пьеса начинается как комедия, но в конце можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического.
Необычно в пьесе строятся диалоги: чаще всего реплики не являются последовательным ответом на заданный до этого вопрос, а воспроизводят беспорядочный разговор. Это связано не только со стремлением Чехова приблизить разговор в пьесе к разговорам, которые бывают в реальной жизни, но и показатель того, что герои не слышат и не слушают друг друга.
Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. «Главным, центральным героем» произведения является не персонаж, а образ вишнёвого сада — символ дворянской России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда (дома, имения, семьи), изживает себя старая Россия. В этом есть и момент предвиденья Чеховым последующих событий, которые ему увидеть уже не удалось.
Слайд 25
«Вся Россия наш сад».
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Слайд 26
Итоги занятия
– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Предыдущий Слайд
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Следующий Слайд
– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить).
– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 28, фото уголка Мелихова.
Слайд 29
Спасибо за внимание