Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Слайд 2
План урока
Бытие и познание
Познание как деятельность
Чувственное познание: его возможности и границы
Сущность и формы рационального познания
Слайд 3
Проблема познаваемости мира
«Знание — сила», -
эти слова принадлежат
английскому философу
Ф. Бэкону
(1561—1626 гг.).
Слайд 4
Бытие - одна из центральных категорий в философии.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие», «учение»)
«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее», — писал древнегреческий философ Аристотель.
Бытие и познание
Слайд 5
Фалес Милетский
Анаксимен
Гераклит
Демокрит
Платон
Аристотель
Средневековые
философы
Субстанцией (основой) мира является вода
….воздух
… огонь
Неделимые атомы, а пустота – условие их движения
К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом
Выделял бытие как сущее и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки
Абсолютное бытие отожествляется с Богом
Мыслители прошлого о сущности бытия
Слайд 6
С развитием естествознания на первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии, названном
гносеологией.
Мыслители прошлого о сущности бытия
Слайд 7
Кант
Гегель
Марксисты
Считал основой мира «абсолютный дух» или «мировой разум»
Отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимость от познающего объекта
Различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта формы чувственного познания, а также категории рассудка
Мыслители прошлого о сущности бытия
Слайд 9
Для того, чтобы
сказать, каков
мир на самом деле,
человеку надо выйти
за пределы своего
сознания, что
невозможно.
Познаваемость мира как философская проблема
Слайд 10
Агностицизм - ( от греч. непознаваемый) - человек может постичь только внутреннюю суть вещей, но не внешнюю.
Познаваемость мира как философская проблема
Слайд 11
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей.
Познание как деятельность
Слайд 12
Познание как деятельность
Слайд 13
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.
Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
Познание как деятельность
Слайд 14
Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Элементы чувственного опыта:
Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);
Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);
Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).
Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
Виды познавательной деятельности
Слайд 15
Эмпирическое познание
Слайд 16
Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.
Слайд 17
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.
Элементы рационального познания:
Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);
Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);
Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).
Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
Виды познавательной деятельности
Слайд 18
Рациональное познание
Слайд 19
Рациональное познание
Слайд 20
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?
Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.
Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.
Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
Слайд 21
Признано , что чувственная познавательная способность, несмотря на её ограниченность, - единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с окружающей действительностью.
Рациональное познание преодолевает недостатки чувственного и обеспечивает поступление знаний.
Слайд 22
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Ощущения
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Сенсуализм
(эмпирики)
Рационализм
(рационалисты)
П о в т о р и м :
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Две стороны познания
Субъект познания
Объект познания
Пути приобретения знаний
Организованный
Стихийный