Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профилактика и коррекция нарушения чтения (дислексии) у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
С 1.09.2012 по 22.09.2013,
Л. В. Божкова Знаменка, 2013
Слайд 2
Актуальность
Многие исследователи в нашей стране отмечают падение уровня грамотности. Тиражи книг плохо раскупаются. Зачем что-то читать, когда можно посмотреть?
В образовательных организациях для обучающихся с отклонением в интеллектуальной сфере этот вопрос стоит еще острее, так как утяжеление диагноза ведет за собой серьезные расстройства навыка чтения
Слайд 3
Необходимость решения
На современном этапе развития общества огромную роль для человека играет владение актуальной информацией, которая помогает ему лучше ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, а информация передается печатным словом (как один из источников).
Без овладения чтением невозможно овладение полноценным письмом.
Чтение – это и форма организации полезного досуга, что также не маловажно для социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Слайд 4
Анализ опыта
Теоретические положения были представлены в презентации, которая участвовала во Всероссийском конкурсе на звание лучшего специалиста в области изучения и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и стала лауреатом в номинации «Лучший логопед 2012/2013 учебного года»
Практический опыт неоднократно представлялся на школьных педагогических советах, семинарах и чтениях. За данный период проведено 4 открытых логопедических занятия, размещенных на портале О детстве и ПроШколу (http://www.proshkolu.ru/user/ladylyubov68/file/4612017/ )
Слайд 5
Цель: - скорректировать и предупредить возможные нарушения навыка чтения
Слайд 6
Задачи
повысить внимание к процессу формирования личности
дать знания о жизни и окружающем мире
корректировать процесс мышления
прививать любовь к книге
научить правильно читать и понимать прочитанное
привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки
повышать качество знаний обучающихся
воспитывать любовь к малой родине
учить анализировать прочитанное
учить переносу полученных знаний по чтению на другую деятельность
Слайд 7
Новизна проекта
Использование новых форм общения с обучающимися, построенных на педагогике сотрудничества и теории формирования положительной «Я-концепции»; новых видов упражнений из методической литературы
Учет опыта педагогов школы и области.
Создание новой модели взаимодействия между учителями для создания единого образовательного пространства
Слайд 8
Участники проекта или схема взаимодействия
Руководитель: Божкова Любовь Васильевна
Рабочая группа: учителя начальных классов и русского языка, воспитатели, библиотекарь, специалисты ОПМПК, социальный педагог, педагог-психолог.
Благополучатели: обучающиеся 1-4 классов
Слайд 9
Сроки реализации проекта
1 этап подготовительный с 1.09.2012 по 1.10.2012
2 этап основной со 2.10.2012 по 21.11.2013
3 этап заключительный (или аналитический)
Слайд 10
Ожидаемые результаты
Улучшение навыка осознанного чтения
Овладение приемом переноса знаний
Обогащение внутреннего мира детей
Слайд 11
Подготовительный этап
Изучили теорию и практику по теме «Дислексия»
Создали рабочую группу
Разработали план
Подготовили материальную и методическую базу: игровые упражнения, тексты, тесты, слоговые таблицы, направленных на формирование осознанного, правильного и беглого чтения, скачали программу Adalin, сделали закладки сайта логопедических игр, разработали презентации с собственными играми и упражнениями
Разработали критерии эффективности проекта
Слайд 12
Критерии эффективности
Уменьшение количества ошибок при чтении
Увеличении скорости чтения
Преобладание слогового чтения
Понимание прочитанного
Приобретение навыков анализа текста (полного и частичного)
Сформированная потребность в чтении
Регулярное посещение школьной библиотеки
Творческое применение знаний на практике
Слайд 13
Основной этап
Познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы
Провести инструктаж по технике безопасности
Провести анализ собранного материала и инструктирование по дальнейшим действиям учащихся
Слайд 14
Разработать план действия каждого участника проекта
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований
Сфотографировать учащихся за работой.
Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов
Оценить проделанную работу
Слайд 15
Основной этап
Формы работы: классные и внеклассные логопедические занятия
Виды занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные
Слайд 22
Заключительный этап
Итоговое мероприятие на тему «Веселый калейдоскоп» было проведено 21.11.2013, ход занятия записан на видео.
Слайд 23
Анализ результатов
В проекте принимали участие 42 ребенка с нарушением интеллекта, двоим из них был изменен диагноз на очередном заседании ОПМПК. У большинства оставшихся обучающихся сформировалось слоговое чтение, уменьшилось количество ошибок, закрепился навык анализа текста. Все дети смогли пересказать прочитанное. Они с удовольствием посещают школьную библиотеку.
Слайд 24
Четверо обучающихся работали над созданием своего проекта, в котором с помощью рисунков передавали содержание книги. Итогом их работы стала презентация «История Тамбова». В прошлом году они участвовали в конкурсе «Россия – великая история».
Слайд 25
Динамика успеваемости обучающихся
Слайд 26
Выводы
В целом проблема нарушения чтения была решена, так как у большинства воспитанников отмечены положительные тенденции
Проект является эффективным. Он оптимизирует образовательный процесс, малозатратный, выполним без дополнительных материальных затрат.
Слайд 27
Распространение опыта
http://ru.calameo.com/books/001527445d33a2567a62d
Слайд 28
Востребованность проекта
Данная система работы может быть реализована в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 29
Используемые источники
1. Брунов Б.П., Морозова Н.П. Обучение чтению учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Методические рекомендации. — Красноярск, КГПУ, 1996.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Начальная школа, 1990. — № 8. Методы обследования речи детей/Под ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — М., 2005. — 240 с.
3.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.
Слайд 30
4. Оморокова М.И., Рапопорт И.А, Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М, Просвещение, 1990.
5.Основы логопедической работы с детьми/Под ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — М., 2002.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2001.
7.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — Спб., 1997.
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996.
9. http://www.logozavr.ru/1549/