Презентация - Причины дислексии и приемы работы над безошибочным чтением

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Причины дислексии и приемы работы над безошибочным чтением. Учитель – логопед МБОУ «Кромская НОШ» Ануфриева Н.В.

Слайд 2


«Уметь читать, в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д.Ушинский

Слайд 3

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Слайд 4


Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

Слайд 5

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Слайд 6

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Слайд 7

Чтение является сложным актом, который включает в себя:
- технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой. - процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Слайд 8

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Слайд 9

Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них:
Природный темп деятельности Регрессии Отсутствие антиципации Нарушения артикуляции Неправильное дыхание Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти

Слайд 10

1. Природный темп деятельности

Слайд 11

Природный темп деятельности
Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Слайд 12

Природный темп деятельности
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Слайд 13

Природный темп деятельности
1. Многократное прочтение Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не переста­нет увеличиваться.

Слайд 14

Природный темп деятельности
2. Молния Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

Слайд 15

Природный темп деятельности
3. Буксир Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь успевать за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Слайд 16

II. Регрессии

Слайд 17

Регрессии -
это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Слайд 18

Причины регрессий
1. Сила привычки Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

Слайд 19

Причины регрессий
2. Кажущиеся трудности текста Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

Слайд 20

Причины регрессий
3. Отсутствие внимания Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Слайд 21

Устранение регрессии
Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

Слайд 22

Устранение регрессий
«Чтение с окошечком» Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Слайд 23

Устранение регрессий
Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения. 1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал – вбежал

Слайд 24

Устранение регрессий
2. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой) Шляпа шляпа шляпы шляпа Стол столб стол стол Дом дом дом ком Галка палка палка палка Лапа лапа лапа липа Попал пропал попал попал

Слайд 25

Устранение регрессий
мишка
мишка
мишка
миска
мишка

Слайд 26

Устранение регрессий
прямо
прямо
криво
прямо
прямо

Слайд 27

Устранение регрессий
3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику: вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга

Слайд 28

Устранение регрессий
4. Чтение цепочек родственных слов: вода – водный – подводный лес – лесной – лесник - подлесок

Слайд 29

Устранение регрессий
5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть галка – галька угол – уголь

Слайд 30

Устранение регрессий
6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста Раз – ли – ва – лось разливалось Пу –те -шест–во–вать путешествовать

Слайд 31

Устранение регрессий
7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: поСКАкаЛи взлеТЕЛ БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

Слайд 32

III. Антиципация

Слайд 33

Антиципация
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием. В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Слайд 34

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
1. Чтение с пропущенными окончаниями Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

Слайд 35

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
2. Доскажи строчку Ло – ло – ло – как на улице … (светло) Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул) Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не … (любила).

Слайд 36

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
3. Занимательные модели - е- (мел, сел, лес) е - - (еда, ели, ела) е - - - (енот, езда, ерши) - е - - (леса, село, пела)

Слайд 37

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
4. Слова-невидимки - Я толстый и большой. С - - - - Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - - - На мне кузнечики звенят. С - - - - А я - конечный результат. И- - - (слон, стон, стог, итог)

Слайд 38

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
5. «Чтение наоборот» Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым и т.д.

Слайд 39

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
6. «Поиск смысловых несуразностей» Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание. Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

Слайд 40

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
7. «Чтение текста через слово» Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

Слайд 41

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
8. «Чтение с помощью «Решетки» Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

Слайд 42

IV. Артикуляция

Слайд 43

Упражнения для работы над артикуляцией
1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... (Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четко­стью произношения). з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ... С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле

Слайд 44

Упражнения для работы над артикуляцией
2. Чтение чистоговорок. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним. Жа - жа - жа — есть иголки у ежа. Ло - ло - ло — на улице тепло. My - му - му — молоко кому? Ры - ры - ры — летают комары. Чи - чи - чи — у дома кирпичи. Нужно использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.

Слайд 45

Упражнения для работы над артикуляцией
3. Чтение скороговорок Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. Утром присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Шел Егор через двор С топором чинить забор.

Слайд 46

Упражнения для работы над артикуляцией

Слайд 47

Упражнения для работы над артикуляцией

Слайд 48

V. Неправильное дыхание

Слайд 49

Работа над правильностью дыхания
«Задуйте свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть, как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять) Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Слайд 50

Работа над правильностью дыхания
«Сдерживание дыхания» Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

Слайд 51

Работа над правильностью дыхания
«В цветочном магазине» Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Слайд 52

Работа над правильностью дыхания
«Выдох со счетом» Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):           Как на горке, на пригорке            Стоят 33 Егорки   (глубокий вдох)            Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Слайд 53

Работа над правильностью дыхания
«Медвежата» Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, четко произнося [м].    Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам.

Слайд 54

Работа над правильностью дыхания
«В лифте» Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Слайд 55

VI. Малое поле зрения

Слайд 56

Малое поле зрения
Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Слайд 57

Упражнения, помогающие расширить поле зрения
1. На решение этой задачи направлено упражнение «Прирамида»
КОС*ТЕР ПАТ * РОН ПЛА * КАТ ГНЕЗ * ДО ПАШ * ТЕТ ЛИ * ВЕНЬ ЛО * ШАДЬ МОР * КОВЬ ТЕТ * РАДЬ

Слайд 58

Упражнения, помогающие расширить поле зрения
МА * МА ШИ * ЛО КЕ * ДЫ РЕ * КА ВО * ДА ОЧ * КИ ДЫ * НЯ ЮБ * КА ПУ * ЛЯ АР * ФА БУ * СЫ

Слайд 59

Упражнения, помогающие расширить поле зрения
Я.Е.И
Ю..Г
А.К.О

Слайд 60

Упражнения, помогающие расширить поле зрения
Чтение первого и последнего слогов на строке
Барсучий нос (отрывок) К. Паустовский … Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…

Слайд 61

Упражнения, помогающие расширить поле зрения «Словесная пирамида»
кол укол уколол уколоть укололся.ма мал мама марка маркиз.знать узнать познать опознать опознанный

Слайд 62

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 63

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 64

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 65

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 66

Упражнения, помогающие расширить поле зрения
Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА» Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

Слайд 67

VII. Уровень организации внимания

Слайд 68

Уровень организации внимания
«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.» К. Д. Ушинский Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

Слайд 69

Свойства внимания

Слайд 70

Распределение внимания

Слайд 71

Распределение внимания

Слайд 72

Распределение внимания

Слайд 73

Распределение внимания
Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их. Оасолнцетиоьстолпои Киноыаелмухаорлфсыропрмама рпмашина

Слайд 74

Распределение внимания
Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова. СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Слайд 75

Распределение внимания
Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием чисел в левой. Объясните смысл пословицы, которая у вас получится при правильном ответе. У страха глаза велики.
6.2.17.8.4..Х.С.К.Г.Р
14.12.*.15.1.Е.А.*.Л.У
5.16.18.11.А.И.И.З
10.9.3.13.7.А.Л.Т.В.А

Слайд 76

Переключение внимания
Упражнение «Клетчатая таблица» I этап Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1 до 12

Слайд 77

Переключение внимания
Упражнение «Клетчатая таблица» II этап Рассмотреть таблицу и найти вcе числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1

Слайд 78

Переключение внимания
Упражнение «Клетчатая таблица» III этап Необходимо поочерёдно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1

Слайд 79

Объём внимания
Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться. По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать его. По мере тренировок увеличивать объём материала.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: Д П В Р Б В Л Ж К П Р Ч К П Т Н С Д Б М Д Р К Л Ф С Т П Ц Г В Д К М В П К Ш Л Ч Б С

Слайд 80

Объём внимания
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу. Дай мне. Дым идёт. Двор чист. Что делать? Ученье - свет. Я плыву. Птица поёт.

Слайд 81

Концентрация внимания

Слайд 82

Концентрация внимания
Задание: Постарайся без ошибок переписать следующие строки: Аммадама реберге ассамаса Гесклалла ессанессас Еналсстаде енадслат етальтаррс Усогката лиммодорра клатимор

Слайд 83

Слайд 84

Корректурные пробы

Слайд 85

Слайд 86

VIII. Развитие оперативной памяти

Слайд 87

Примеры наборов предложений (диктанты И.Т. Федоренко)
Предложения.число букв.Время экспозиции.
...
набор №1
...
Тает снег..8.4.
Идет дождь..9.4.
Небо хмурое..10.5.
Коля заболел..11.5.
Запели птицы..11.5.
Поле опустело..12.6.
...

Слайд 88

Примеры наборов предложений (диктанты И.Т. Федоренко)
набор №2
Трещат морозы..12.6.
Я ищу землянику..13.6.
В лесу росла ель..13.6.
Наступила осень..14.7.
Дни стали короче..14.7.
В лесу много берез..15.8.
...

Слайд 89

Примеры наборов предложений (диктанты И.Т. Федоренко)
набор №7
...
1.Небо покрылось серыми тучами..25.4
2.Дети посадили во дворе акацию..25.4
3.Бабушка купила внуку букварь..25.4
4.Землю согрело теплое солнышко..26.4
5.Моя сестра работает на фабрике..26.4
6.Ласково грело весеннее солнце..26.4

Слайд 90

Примеры наборов предложений (диктанты И.Т. Федоренко)
Набор 18 1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. 2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры 3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. 4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов. 5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом. 6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

Слайд 91

Развитие оперативной памяти
Предложение на доске: Наташа отдала Свете одну вафлю. Прочитайте и запомните предложение. Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу. Назовите автора, чьё произведение мы будем изучать на уроке. н о с о в
Разновидностью зрительных диктантов является следующее упражнение:

Слайд 92

Развитие оперативной памяти

Слайд 93

Сформированность техники чтения в свою очередь повлияла на:
общее развитие речи - учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.

Слайд 94

Памятка
Учись читать правильно 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. 3. При чтении будь внимательным к каждому слову. 4. Старайся понять, о чем читаешь. 5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.

Слайд 95

Примеры выполнения учащимися упражнений для формирования навыка чтения

Слайд 96

Зрительные диктанты Федоренко

Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

Слайд 103

Слайд 104

Слайд 105

Слайд 106

Слайд 107