Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Этапы работы над темой самообразования.
Слайд 2
САМООБРАЗОВАНИЕ-
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio
Слайд 3
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании
Слайд 4
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. • Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека». • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Слайд 5
Мотив ----- потребность -----самообразование….
Слайд 6
4 вида самообразования
бытовое - овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т. ч. досуг и отдых).
познавательное - познание окружающего мира.
самореализации - изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
профессиональное- служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Слайд 7
Цель самообразования
Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.
Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам.
Слайд 8
Этапы самообразования
Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Слайд 9
Примерный план работы педагога над темой по самообразованию.
Этап.Содержание работы.Срок.Примечание
1.Диагностический.Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта..Первый год работы над темой.
2.Прогностический.Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов..Первый год работы над темой.
3.Практический.Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы..Второй год (третий, четвертый).
4.Обобщающий.Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов..Третий год (четвертый, пятый).
5.Внедренческий.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение..В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
Слайд 10
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? • Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно
Слайд 11
Один из философов сказал:
«Обучать - значит вдвойне учиться»