Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Становление и расцвет мирового кинематографа
Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки. (Алфред Хичкок) ***
Слайд 2
Что такое кинематограф
Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия.
Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
Слайд 3
Первый сеанс братьев Люмьер
Рекламная афиша первого киносеанса братьев Люмьер, состоявшегося 28 декабря 1895 г. На экране — кадр из «Политого поливальщика» — первого сюжетного фильма в истории кино.
Слайд 4
Братья Люмьеры
Луи́ Жа́н и Огю́ст Луи́ Мари́ Николя́ Люмье́р — изобретатели кинематографа, родоначальники французской киноиндустрии и кинорежиссуры
1895 - «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер»,
1895 - «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок»,
1895 - «Политый поливальщик»,
1896 - «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты»
Слайд 5
До кино… театр теней, косморама, волшебный фонарь.
Слайд 7
Мы собрались за стробоскопом
Слайд 9
Кинокамера, проекционный аппарат
Слайд 10
Первые кинофильмы братьев Люмьеров «Прибытие поезда»
Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера — «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик» — намечают пути дальнейшего развития кино.
В «Прибытии поезда» паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными. Зрители отождествляли объектив аппарата, его «глаз», со своим собственным глазом. Впервые аппарат стал как бы действующим лицом фильма.
Слайд 11
«Политый поливальщик»
Политый поливальщик» не обладал техническими достоинствами «Прибытия поезда». Секрет его успеха был заложен в сценарии. Сюжет несложен: маленький мальчик ставит ногу на резиновый рукав, чем вызывает тревогу у поливальщика, и направляет ему в лицо струю воды в момент, когда тот осматривает шланг. Этот сюжет уже был разработан карикатуристами, рисунки которых, вероятно, и внушили младшему из братьев Люмьер, десятилетнему мальчику, идею фарса, воспользовавшись которой, старший брат сделал сценарий. Техника фильма посредственна: снимки серые, композиция кадра невыразительна, листва на деревьях, представляющих естественную декорацию, слишком густая и потому сливается и сплошной фон.
Слайд 12
Жорж Мельес присутствовал на первом сеансе братьев Люмьер
Захотел приобрести киноаппарат Люмьеров,
получил отказ, сам разработал чертежи,
заказал аппарат и приступил к производству
фильмов с короткими бытовыми сценками.
Совершенно случайно открыл стоп-кадр
(первый трюк в кинематографе появился случайно… заело пленку в аппарате, что привело к неожиданному эффекту. Выстроил съемочный павильон.
Стал применять ускоренную, замедленную, обратную съемку, эффект двойной экспозиции, использовал уменьшающие и увеличивающие объективы, деформирующие линзы, фотомонтаж.
Пытался раскрашивать кадры, пробовал снять звуковое кино - записывал звук на валик фонографа синхронно.
Слайд 13
Фильмы Мельеса: разные жанры, разные сюжеты
«Дело Дрейфуса»
«Замок с привидениями»
Слайд 14
«Золушка» и «Четырехголовый человек»
Слайд 15
«Путешествие на Луну» и «Покорение полюса»
Слайд 16
Режиссер, сценарист, актер и продюссер Дэвид Уорк Гриффит
Весной 1907 года Дэвиду Гриффиту посоветовали обратиться в киностудии. Гриффит и его жена получили приглашения не только от «Байографа», но и от «киностудии Эдисона». Так, для компании «Эдисон» Гриффит вместе с Эдвином С. Портером снял фильм «Спасенный из орлиного гнезда», где сам сыграл роль пылкого горца, вырывающего ребенка из когтей хищника[1].
Осенью того же 1907 года Гриффит играл главную роль в фильме-погоне «Снежное чучело». В это время Гриффит начал писать сценарии. Одной из его первых работ был сценарий по мелодраме Викторьена Сарду «Тоска». Он предложил её Портеру, но, получив отказ, передал компании Эдисона[1].
«Байограф» ставит фильм по сценарию Гриффита «Старый ростовщик Исаак». В начале июня 1908 года Гриффит начал на Саунд Бич в Нью-Джерси съёмку своего первого фильмa «Приключения Долли».
17 августа 1908 года Гриффит был приглашен «Байографом» в качестве главного режиссёра с окладом в 50 долларов в неделю. Он подписал годовой контракт, по которому, согласно обычаю того времени, получал проценты с продажи поставленных им фильмов, и начал выпускать по два фильма в неделю с участием Флоренс Лоуренс.
Слайд 17
Главное достижение – разработка теории и практики монтажа
В практике американского кино введённые Гриффитом приёмы монтажа получили специальное название: параллельный монтаж (англ. cross-cut), перекрёстный монтаж (англ. cut back или англ. flash back), короткий монтаж (англ. switch back)[1].
По Гриффиту: параллельное действие — действие, которое проходит в нескольких планах одновременно.
Слайд 18
Постеры фильмов «Нетерпимость», «Рождение нации»
Слайд 19
«Сломанные побеги»
«Сломанные побеги» высоко оценены критиками и историками кино, рассматривающими этот фильм как один из шедевров Гриффита и мирового кинематографа в целом.
Слайд 20
Великий немой
В немом кино выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов.
Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино.
Считается, что чёрно-белое немое кино, с его характерным мерцанием и плохим качеством изображения, всё же обладает неким шармом, привлекающим киноманов даже в наши дни.
Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Необходимые же по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров.
Звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов
Слайд 21
Великие немого кино
Чарли Чаплин
Бастер Китон
Гарольд Ллойд
Дэвид Уорк Гриффит
Мэри Пикфорд
Дуглас Фэрбенкс
Рудольф Валентино
Клара Боу
Джеймс Круз
Сергей Эйзенштейн
Луиза Брукс
Кинг Видор
Фриц Ланг
Слайд 22
Джеймс Круз и Луиза Брукс
Слайд 23
Чарли Чаплин и его герои
Слайд 28
Дуглас Фэрбенкс: в роли Д, Артаньяна
Слайд 29
Постеры фильмов: «Робинзон Крузо» и «Укрощение строптивой»
Слайд 30
Рудольф Валентино. Фильмы «Четыре всадника Апокалипсиса», «Сын шейха»
Слайд 31
Постеры фильмов с участием Рудольфа Валентино
Слайд 32
Клара Боу и ее фильмы
Звезда немого кино и
секс-символ 20-х годов
Слайд 33
Кинг Видор и Фриц Ланг
Фриц Ланг снял самый крупнобюджетный
немой фильм «Метрополис»: в массовых сценах было занято 30 тысяч человек, 1100 статистов для сцены с Вавилонской башней побрили головы.
Фильм К.Видора «Большой парад»
был занесен в реестр наиболее
значимых американских фильмов
Слайд 34
Первые шаги отечественного кино
1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм "Стенька Разин», (режиссер Абрам Иосифович Дранков).
До 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч фильмов
Слайд 35
Отечественные режиссеры: Яков Протазанов, Петр Чардынин, Василий Гончаров
Слайд 36
Работы Якова Протазанова
Шедевры дореволюционного Протазанова — фильмы «Пиковая дама» и «Отец Сергий». В 1918 году, вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».
В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена».
Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.
Слайд 38
Кадры из фильма «Аэлита»
Слайд 39
Всеволод Пудовкин
Алексей Баталов в фильме «Мать»
Слайд 40
Сергей Эйзенштейн. Постеры фильмов «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь»
Слайд 41
Знаменитые кадры – сцена расстрела на одесской лестнице
Слайд 42
Кадры из фильма «Александр Невский»
Слайд 43
Кадры из фильма «Иван Грозный»
Слайд 44
Звезда немого отечественного кино Вера Холодная
Слайд 45
Иван Мозжухин и его роли
Слайд 46
Александр Ханжонков и его кинотеатр
Слайд 47
Заставка студии А.Ханжонкина. Кадр из фильма «Оборона Севастополя»
Слайд 48
Киноавангард ХХ века:
Жанры, авторы
Слайд 49
Вестерн
Странствующие дилижансы, кочующие стада буйволов, набеги индейцев, драки в салунах, шерифы, бандиты и перестрелки — вот характерные картины из вестерна. Вестерн — чисто американский жанр. Посвященные главным образом 30-летнему периоду, после окончания Гражданской войны (1861—1865) в США, эти фильмы зачастую имеют весьма однообразные сюжеты. Однако образы бесстрашных героев в живописных костюмах и захватывающее действие на фоне величественных пейзажей принесли им поистине всемирную известность.
Слайд 50
Криминальный фильм «Крестный отец»
Криминальный фильм, как правило, рисует весьма мрачную картину современной жизни в больших городах. Действие на многолюдных, негостеприимных улицах динамично и сопровождается крутым диалогом персонажей. Здесь буквально на каждом углу сталкиваешься с гангстерами, грабителями и убийцами, а полицейские, частные детективы и спец. агенты неустанно ищут улики, пытаясь раскрыть преступления. В криминальном фильме жизнь предстает городским кошмаром.
Слайд 51
Триллеры. «Бешеные псы» Квентина Тарантино
Кино преуспело в умении создавать атмосферу напряженности. Ее можно нагнетать при помощи звукового сопровождения, когда персонаж углубляется в темные коридоры или приближается к маньяку-убийце. Камера может заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами одного из героев или же следить за событиями с безопасного расстояния. Она может пощекотать нервы публике внезапной вставкой в виде лица, выплывающего из мрака, тусклого блеска оружия и медленно протягивающейся к нему руки.
Часто персонажи этих захватывающих триллеров подвергают себя опасности из чувства долга. Другие становятся жертвами обстоятельств, случайными свидетелями преступления. Но многие — это самые обычные люди, помимо своей воли втянутые в темные дела
Слайд 52
Комедия «Полицейская академия»
Комедия — старейший жанр художественного кино. Это всегда выстрел наугад, ибо до публики может дойти, а может и нет. И даже если вы попадете в яблочко, все равно найдутся люди, которым не понравятся самые смешные трюки и остроумные диалоги. Подобная непредсказуемость делает комедию самым трудным жанром в достижении стабильного успеха у зрителя.
Популярные комедии выпускаются многими государствами, но, как правило, они имеют столь ярко выраженную национальную специфику, что за пределами страны их практически никто не знает.
Слайд 53
Мюзикл «Чикаго»
Мюзикл - самый развлекательным из всех жанров. Бесконечные танцы и музыка позволяют зрителю полностью отрешиться от повседневных жизненных забот, Очень часто у нас где-то в подсознании крутится мелодия, которая отражает наше настроение или будит воспоминания. В мюзикле эта мелодия, усиленная красочными музыкальными номерами, обретает особое звучание.
Слайд 54
Научная фантастика. «Война миров»
Научно-фантастическое кино появилось уже в самом начале XX века. Действие многих ранних лент этого жанра разворачивалось в далеком будущем или на других планетах, а их создатели смело экспериментировали с комбинированной съемкой, спецэффектами, костюмами и гримом персонажей. Именно научной фантастике обязаны мы изобретением многих устройств и технологий, которые ныне широко используются в картинах самых разных жанров.
Слайд 55
Приключенческое кино «Бросок кобры»
Жанр приключенческого кино рассчитан исключительно на то, чтобы развлекать публику. Как правило, это фильмы с непритязательным сюжетом, где ведут борьбу добро и зло. Действие стремительно и состоит в основном из зрелищных погонь, спасений и драк. Здесь могут присутствовать и юмор, и любовные похождения, но они играют второстепенную роль. Все, что требуется от зрителя, это откинуться на спинку кресла и получать удовольствие.
Слайд 56
Фильмы-катастрофы «Ледниковый период»
В начале 1970-х годов в приключенческом кино возникло новое направление, открывшее эру «блокбастеров». Жанр катастроф предполагает наличие в картине звездного состава исполнителей, чьи персонажи оказываются в критической ситуации
Слайд 57
Ужасы «Зловещие мертвецы»
Фильмы ужасов играют на наших тайных страхах. Человеческие мечты, грезы, фантазии становятся явью во многих картинах, а вот в фильмах ужасов перед нами оживают наши кошмары. Жуткие тени, завывание ветра, скрип двери и вопль жертвы пугают нас с экрана уже много десятилетий. В современных фильмах ужасов к этому традиционному набору добавились леденящие кровь спецэффекты, однако самые страшные картины заставляют нас самих домысливать необъяснимое.
Слайд 58
Знаменитые режиссеры современного кино
Итальянский неореализм — течение в послевоенном итальянском кинематографе, сложившееся под влиянием поэтического реализма Марселя Карне и Жана Ренуара и достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 гг. Основные представители течения — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис — группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын дуче).
Роберто Росселини
Слайд 59
Афиши фильмов Росселини «Рим – открытый город», «В Риме была ночь»
Слайд 60
Лукино Висконти и афиши его фильмов
Слайд 61
Витторио Де Сика и афиша фильма «Шуша»
Слайд 62
«Похитители велосипедов», «Прощай, оружие»
Слайд 63
Мел Гибсон и афиши его фильмов «Страсти Христовы», «Апокалипсис»
Слайд 64
Жан Люк Годар и фильмы «На последнем дыхании», «Маленький солдат», «Жить своей жизнью», «Альфавиль»
Слайд 65
Дэнни Де Витто и фильм «Криминальное чтиво»
Слайд 66
Роберт Де Ниро и фильм «Ложное искушение»
Слайд 67
Ежи Кавалерович и фильмы «Камо грядеши», «Фараон»
Слайд 68
Френсис Форд Коппола и его фильмы «Апокалипсис сегодня», «Крестный отец»
Слайд 69
Акиро Куросава и его фильм «Расёмон»
Слайд 70
Джорж Лукас и его сага «Звездные войны»
Слайд 71
Сидни Поллак, кадр из фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», постеры «Тутси», «Три дня Кондора»
Слайд 72
Стивен Спилберг и герой его трилогии «Индиана Джонс»
Слайд 73
Сильвестр Сталлоне и его киногерои Рокки и Рэмбо
Слайд 74
Федерико Феллини и его киногероини из фильмов «Дорога», «Ночи Кабирии» в исполнении Джульеттты Мазины
Слайд 75
Джеки Чан и его киногерои
Слайд 76
Отечественное кино ХХ века. Григорий Александров
Фильмы «Веселые ребята», «Цирк»,
«Волга-Волга»
Слайд 77
Александр Алов и его фильмы
Слайд 78
Дмирий Астрахан и его фильмы
Слайд 79
Владимир Басов и его фильмы
Слайд 80
Сергей Бондарчук и его фильмы
Слайд 81
Ролан Быков и его фильмы
Слайд 83
Сергей Герасимов и его фильмы
Слайд 84
Алексей Герман и фильмы «Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны», «Трудно быть богом»
Слайд 85
Станислав Говорухин и его фильмы
Слайд 87
Светлана Дружинина
Слайд 88
Рустам Ибрагимбеков- сценарист фильмов
Слайд 89
Фильмы Михаила Калатозова
Слайд 90
Фильмы Леонида Квинихидзе
Слайд 91
Элем Климов и фильмы «Агония», «Иди и смотри»
Слайд 92
Михаил Козаков и фильмы «Покровские ворота», «Безымянная звезда»
Слайд 94
Фильмы Льва Кулиджанова
Слайд 97
Александр Пороховщиков
Слайд 100
Александр Сокуров
«Русский ковчег» — фильм российского режиссёра Александра Сокурова, который был снят в Зимнем дворце 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры, и как следствие, без единоймонтажной склейки[1].
Слайд 102
Андрей Тарковский
Слайд 103
Фильмы Тарковского
Слайд 106
Владимир Хотиненко
Слайд 111
Спецэффекты новейшего киноискусства
Хромакей (англ. chroma key, буквально «цветовой ключ») — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам рир-экран, на фоне которого снимают.
Слайд 112
Хромакей и компьютерная анимация
Слайд 113
Пластический грим
В основе пластического грима силиконовые детали, которые приклеивают к коже. Что бы силикон лучше держался, для каждого актера подбирают индивидуальные заготовки, полностью повторяющие анатомию актерского лица. После фиксации силикона актера тщательно гримируют, процесс превращения человека в фантастического персонажа часто занимает около 6 часов.
Слайд 114
Пластический грим в фильме «Пираты Карибского моря»
Слайд 115
Пластический грим к фильму «Человек-волк»
Слайд 116
Тающий человек из фильма «Робот-полицейский
Слайд 117
Оживающие куклы
Это одна из самых больших кукол, когда-либо созданных для кино. Она весила почти тонну и имела полую конструкцию, внутри которой сидели три кукловода. Один управлял левой рукой и головой, другой – правой рукой и языком, а третий – хвостом (это был карлик, единственный, кто мог поместиться в основание хвоста). Двое первых вместе также раскачивали его тело. Четвертый кукловод дистанционно управлял глазами, еще один находился под всей конструкцией и «помогал» Джаббе дышать, а шестой курил трубку, и выдувал дым в трубку Джаббы. Эта кукла была создана Филом Типпеттом (Phil Tippett) и Стюартом Фриборном (Stuart Freeborn).
Слайд 118
Полноразмерные скульптуры робокопа
Слайд 119
Аниматроника: куклы улыбаются
Самым совершенным созданием в этой области считается тираннозавр, созданный для фильма «Юрский парк» Стэном Уинстоном (Stan Winston). Для этого зверя целая группа инженеров создала усовершенствованную гидравлическую систему, которая могла совершать 57 различных движений. И вся эта система находилась внутри тела куклы. Когда динозавр должен был двигаться, его помещали на платформу, оснащенную системой, с помощью которой имитируют полеты на авиатренажерах, а также в парках с аттракционами.