Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ
ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
Слайд 2
Большая советская энциклопедия «Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».
Слайд 3
Святой Апостол Павел Учил, что каждый человек состоит из тела, души, духа. Тело музыки – звук Душа музыки – законы ее развития Дух порождает к жизни эти законы
Слайд 4
Важнейшая черта духовной музыки молитвенность
Слайд 5
Духовная музыка –
это музыка созданная
во имя Отца и Сына и Святого Духа. Обращенная к Богу Посвященная Богу Воплощенная, созданная с помощью Бога
Слайд 6
Духовная музыка опирается
на соборный опыт Церкви
Слайд 7
«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»
Святитель Иоанн Златоуст
Слайд 8
Святитель Климент Александрийский
(150 – 215 гг.) «У нас в употреблении есть только один инструмент – слово мира, молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».
Слайд 9
Восточная Римская империя (Византия)
Слайд 10
Преподобный Роман Сладкопевец
(около 450 – 556 гг.) Служил при храме Святой Софии в г. Константинополе Написал более 1000 гимнов и молитв Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений
Слайд 11
Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников К ондак И кос Т ропарь
Слайд 12
Преподобный Иоанн Дамаскин
(676 – 780 гг.) До монашества был правителем Дамаска Защищал почитание святых икон Совершенствовал систему осмогласия Творец многих канонов
Слайд 13
Глас – Осмогласие - Октоих Глас — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.
Слайд 14
Образцами для 1 – 3 песней канона послужили : Для 1 песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15). Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).
Слайд 15
Образцами для 4 – 6 песней канона послужили: Для 4 песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл. З). Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).
Слайд 16
Образцами для 7 - 9 песней канона послужили: Для 7 и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). 9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Слайд 17
Крещение Руси
святым
великим князем Владимиром
988 г.
Слайд 18
Десятинная церковь –
первый каменный храм г. Киева.
Слайд 19
Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии Ирмологий (собрание ирмосов, канонов) Стихирарь (сборник стихир) Минея служебная (месячные службы) Обиход (песнопения Литургии и Всенощного бдения) Октоих (праздничные и воскресные песнопения)
Слайд 20
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь возникла первая школа церковного пения.
Слайд 21
Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии: Строго вокальный характер Тесная связь музыки и слова Плавность мелодического движения Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста
Слайд 22
Знамена – Крюки - Невмы Знаменный распев получил свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки, которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
Слайд 23
Названия отдельных крюков: Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от одного звука к другому. При этом начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.
Слайд 24
Новые распевы, возникшие
в 16 веке на основе Знаменного пения Большой Путевой Демественный Местный
Слайд 25
Строчное пение Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине 17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им. Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".
Слайд 26
Партесное пение Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного хорового искусства. Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652) Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы. Было распространено в России до последней четверти 18 века.
Слайд 27
Бортнянский Дмитрий Степанович
(1751 – 1825) Управляющий Придворной капеллой Создатель жанра духовных концертов Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева
Слайд 28
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М. И. Глинка, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, и другие русские композиторы
Слайд 29
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии Премьерные исполнения состоялись: 1879 – Божественная литургия 1882 – Всенощное бдение
Слайд 30
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П. И. Чайковский записал в дневнике: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией. Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»
Слайд 31
Основные богослужения
Русской Православной Церкви ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками
Слайд 32
Обратившись к церковной музыке,
Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году –
ко Всенощному бдению
Слайд 33
Творчество П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова
и других композиторов способствовало
возвращению к истокам русской духовной музыки –
интересу к древнему знаменному пению,
византийскому осмогласию и национальным традициям Многие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором
Слайд 34
Композиторы – представители
«Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо) Александр Гречанинов (1854 – 1956) Александр Кастальский (1856 – 1926) Павел Чесноков (1877 – 1944) Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)
Слайд 35
Характерные черты «Нового направления»
в духовной музыке начала 20 века Приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.
Слайд 36
Великий русский композитор М. И. Глинка о духовной музыке: «До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро »