Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
24 МАЯ – ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ГРАМОТА НА РУСИ
Слайд 2
Когда – то давно никто не умел писать.
Люди могли общаться, только
разговаривая друг с другом.
Все, что узнавал или
изобретал человек,
он хранил только в голове.
Знания передавались устно.
Это было чрезвычайно
важное и трудное дело – не
прервать нить знания,
передать его от учителя
к ученику, чтобы тот
когда-то передал
его своему ученику –
и так далее,
из поколения в поколение.
И ведь не всегда это удавалось.
Сколько секретов было утеряно безвозвратно.
Слайд 3
Представляете, как сильно изменилась жизнь людей с изобретением письменности?
Слайд 4
Люди научились изображать свою речь знаками. Рисунки постепенно упрощались и превращались в символы, которые могли обозначать обобщенные понятия.
Слайд 5
ОТ РИСУНКА К АЛФАВИТУ
Слайд 6
Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит для славянских языков на основе греческого алфавита
Слайд 7
В стране древних книг
На Руси довольно долго использовали писчий материал – бересту. Знаки на бересте наносились костяным стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали стерженек на пояс.
Слайд 8
На Руси первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы, заглавия. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышку переплета замыкали застежкой. Такие книги были подлинными произведениями искусства.
Слайд 9
Страница древнерусского букваря.
Склады.
Слайд 11
Длинный стол, лавка, на стене — полка с книгами и
обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они
все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и
не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола
восседает учитель. Перед ним на коленях ученик
отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же
другой ученик, в чем-то уже провинившийся и
ожидающий возмездия.
Древнерусская миниатюра
изображает и сам акт
наказания. Этот сюжет
мы встречаем в искусстве
древней Руси неоднократно.
Существуют даже стихи,
посвященные розге.
Слайд 12
ТАК ГОВОРИЛИ ДЕТИ
«Нарисовай мне барбоса»
«Отскорлупай мне яйцо»
«Спей мне песню о глупом мышонке»
«Почесай меня»
«Мама сердится, но быстро удобряется»
«Ох, какой пузырь выпузырился»
«Расширокайтесь! Расширокайтесь!» - кричала своим гостям четырехлетняя девочка»
«Замолоть этот гвоздик»
«Смотри, как налужил дождь»
Слайд 13
Первопечатники
Началом русского книгопечатания считается 1564 г. Русские мастера Иван Федотов и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова 1 марта 1564 г. Это церковная книга «Апостол». Затем в 1565 г. был издан «Часовник» - книга, содержащая молитвы на каждый день.
Слайд 14
Первые печатные книги и печатный станок
Слайд 15
Запомни! 24 мая – День славянской письменности и культуры
24 мая считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия.
Создание славянской письменности относится к 9 веку и приписывается византийским монахам-учёным Кириллу и Мефодию.
Слайд 16
Викторина
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на все 33 буквы? Азбука
2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? сено
3. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? о-пять
4. Какие два местоимения портят дороги? я-мы
5. В каком слове из четырех букв есть три одинаковых буквы? трио
6. Чья речь состоит только из двух союзов? осла
7. В каком слове сорок гласных? сорок-а
8. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ц
9. В каком слове сто отрицаний «нет»? стонет
10. Чем кончается всё? Ё
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Слайд 18
Литература
Энциклопедия для детей. Т. 10. Русский язык. Языкознание. – М.; Аванта+, 2001.
Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. – М.; Белый город, 2002.
Макарова Е. Путешествие в страну Славянской Азбуки // Воскресная школа. – Первое сентября. – 2001 - №18. – С. 8-9.
Кощеева С. Праздник славянской письменности и культуры // Педсовет. – 2001. - №8. – С. 4-6.
Малая Н. Сокровища зелёного сундучка // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №5. – С. 58-64.