Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Обучение — это дело преподавателей, учителей Учение – эта ваша работа (деятельность) по овладению знаниями, умениями и навыками
излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то; можете учиться хорошо или плохо, интересоваться знаниями или нет;
заинтересовывают, «искушают» вас знаниями; можете слушать или не слушать учителя;
убеждают в пользе ученья; можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться;
понуждают, заставляют вас учиться;
можете выбирать содержание, запоминать и усваивать что-то из того, чему обучал учитель, а можете не обратить внимания на это;
организуют вас, учат вас учиться; можете дома прочитать, повторить материал;
спрашивают, контролируют, оценивают вас. можете заняться самообучением, самообразованием, а можете идти гулять.
Можете так, можете этак, но умеете ли?
Вы себя учите, но как?
Слайд 3
Научите себя учиться
— и вы избавите себя от многих трудностей, обеспечите себе успех во многих делах своей будущей учебы и жизни!
Слайд 5
Индивидуальность в учении
Кроме общеучебных способностей часто играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека. Индивидуальные качества, индивидуальность — это неповторимое своеобразие каждого отдельного человека.
Слайд 6
Индивидуальность биоритмов
«Совы» и «жаворонки». Некоторые из вас продуктивно работают утром (жаворонки), другие — вечером (совы). Тех, у кого работоспособность в течение дня резко не меняется, называют аритмиками. Очень важно знать свой тип и учитывать, опираться на свои физиологические особенности. Нарушение природной биоритмики ведет к понижению работоспособности, плохому самочувствию, стрессу.
Слайд 7
Индивидуальность «левизны — правизны»
«Мыслители» и «художники». Человеческий мозг состоит из двух полушарий — левого и правого. Левое работает со словесно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счет, решение задач и др.). Правое полушарие заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человека развитие обеих полушарий идет неравномерно. Отсюда различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемых явлений. Левополушарные — это мыслители, правополушар-ные — художники. В деятельности ученья первые опираются на четкость понятий, логику связей, умозаключений. Правополушарные воспринимают прежде всего эмоциональную сторону предмета.
Слайд 8
Индивидуальность восприятия
«Зрители», «слушатели», «деятели».
Слайд 9
Пять «САМО» в учении
Целеполагание
Поставьте (сформулируйте) свои собственные цели в учебной деятельности:
а) окончить 9 (11) классов школы;
б) узнать как можно больше;
в) освоить какую-либо практическую область (начала
профессии);
г) изучить какие-либо науки (математику, историю и т. д.);
д) научиться учиться;
е) учиться без двоек (троек, четверок);
ж) стать культурным, образованным человеком.
Слайд 10
Планирование
Рекомендации по планированию своей жизнедеятельности
Если вы хотите чего-либо достичь, получить хороший результат, планируйте свою деятельность, составляйте планы на день, неделю, месяц, год, на отдаленную перспективу. Делайте отметки о выполнении недельного плана в месячном плане.
Анализируйте причины, почему не смогли что-то выполнить. Назначьте новый срок (но делать это можно очень редко). Сочетайте в планах работу и отдых.
Слайд 11
Правила организации умственной деятельности во времени
Работайте в одно и то же время при одних и тех же условиях (должна сохраняться привычка последовательности действий, что способствует высокой умственной работоспособности). Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе (А. С. Макаренко).
Чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых. И входите в работу постепенно. Сначала выполняйте работу средней трудности, через 20—30 минут принимайтесь за выполнение сложной работы и заканчивайте легкой.
Слайд 12
Учитывайте в своей работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы — «жаворонок», «сова» или «аритмик»?
Работу на запоминание выполняйте вечером, после того как закончите все умственные дела. На следующий день текст лучше повторить.
После обеда отдохните. Получасовой сон увеличит работоспособность.
Всему свое время.
Слайд 13
Усвоение
Рекомендации по выработке умения сосредоточиваться
1. Выбирайте благоприятную обстановку и старайтесь регулярно в ней работать, так как при работе в одних и тех же условиях вырабатывается условный рефлекс, и вам легче будет сосредоточиться.
Работать лучше в условиях комфорта и тишины. Необходимо удобное рабочее место, хорошая освещенность и умеренная температура.
Слайд 14
2. Исключайте причины рассеянности.
Не работайте с включенным телевизором, не глядите в окно, уберите предметы, которые могут вас отвлечь. Перед началом работы неплохо перекусить.
Слайд 15
3. Следите за гигиеной умственного труда.
Перед началом работы обязательно нужна прогулка на свежем воздухе: кровь насыщается кислородом и обеспечивает хорошую активность и работоспособность мозга. Если чувствуете общую усталость, то вам необходимо поспать, после чего мозг станет работать лучше. Помните, в вашем возрасте необходимо спать не менее 9 часов в сутки. Не курите и остерегайтесь алкоголя.
Слайд 16
4. Хорошо осознайте поставленную перед вами цель.
Подумайте, для чего вам необходима предстоящая работа, что произойдет, если вы ее не выполните. Помните, эмоциональный настрой на работу исключает рассеянность, помогает экономить время.
Слайд 17
5. Владейте базовыми знаниями.
Если вам малопонятен текст, значит, не хватает знаний и вам необходима предварительная подготовка. Прочитав предыдущие темы, вы сбережете много времени и сил в последующей работе.
Если же вам знаком изучаемый материал, но вы столкнулись с непонятными терминами, следует обратиться к словарю.
Слайд 18
6. Изучаемый материал глубоко осмысливайте.
Для этого ищите связи нового материала с ранее изученным. Задавайте себе вопросы по прочитанному. Например: какова основная мысль, идея данного материала? Что помогает узнать, осмыслить изученная статья? Где можно применить полученные знания?
Слайд 19
7. Чередуйте виды работы.
Не выполняйте похожие задания друг за другом, это снижает ваше внимание.
Помните, лучший отдых — это смена рода занятий или вида деятельности.
Слайд 20
8. Контролируйте свое внимание.
Если вы поняли, что ваше внимание переключилось на посторонние объекты, то:
осознайте еще раз цель;
найдите в тексте место, на котором вы отвлеклись. Подумайте, что вас ждет, если вы быстро закончите работу, и что произойдет, если так и не сможете сосредоточиться на ней.
Слайд 21
Рекомендации по самоконтролю
Проверяйте свои знания и умения не только после окончания работы, но и в процессе учебы, по этапам. Исправляйте допущенные ошибки.
Боритесь не только с ошибками, но и с причинами, их порождающими (это невнимательность, торопливость, неумение сосредоточиться).
Умело используйте справочную литературу. Имейте ее в личной библиотеке. Научитесь работать с ней. Храните свои тетради, держите в порядке свой архив. Самоконтроль можно осуществлять, сверяясь с образцами ранее решенных задач.
Слайд 22
Помогут самоконтролю и специальные памятки, которые включают советы, правила, алгоритмы различных работ. Проверяйте свои знания не только сразу же после выполнения работы, но и по прошествии некоторого времени.
Слайд 23
Проверяйте не только свои знания, но и умения, посредством которых вы получаете новые знания: конспектирование книг, лекций; работа с книгой; быстрое чтение; рациональные приемы запоминания; умения производить различные мыслительные операции; безошибочный и быстрый счет и т. д.
Слайд 24
Рекомендации по развитию творческого мышления
Проводите больше времени с творческими людьми.
Записывайте свои идеи, чтобы не забыть их.
Считайте, что нет ничего невозможного, фантазируйте.
Задавайте себе вопросы «А что, если...?» (А что, если бы небо было красным? А что, если бы муравьи были больше людей? и т. п.) и отвечайте сами, развивайте этим фантазию.
Слайд 25
Придумывайте аналогии, сравнения и метафоры, пользуйтесь ими как трамплинами. Мозг похож на банк — нельзя взять оттуда больше, чем положил. (Езда на велосипеде похожа на... Писать контрольную — все равно что...).
Слайд 26
Играйте в «Предположим, что...» (Предположим, что прилетели инопланетяне. Предположим, что я придумал новый способ чистить птичью клетку...).
Играйте в стратегические игры, например: в шахматы, шашки, крестики-нолики.
Слайд 27
Ищите разные способы выражения своих творческих способностей; попробуйте заниматься рисованием, кулинарией, фотографией, писать рассказы или стихи, играть в теннис изобретать, расписывать стены и т. д.
Слайд 28
Мечтайте; позволяйте своему уму путешествовать, если вы правша, попробуйте делать все левой рукой; если левша — временно переключитесь на правую руку.
При измерениях старайтесь чаще оценивать на глаз и прикидывать и реже пользуйтесь линейкой и метром. Делайте домашние задания по математике без калькулятора.
Слайд 29
Читая рассказ, остановитесь на середине; напишите сами захватывающий конец.
Научитесь ставить трудные, но посильные цели, умейте их реализовывать.
Слайд 30
Творческий процесс есть всегда преодоление противоречий: умейте находить их; конструируйте новые решения.
Осознайте нужность, важность, целесообразность интересующей вас деятельности.
Слайд 31
Возвращайтесь к проблеме столько, сколько потребуется, используйте возможности подсознания — оно может помочь решению поставленных вопросов.
Слайд 32
Развивайте воображение и одновременно контролируйте его (необходимо критически пересматривать «рожденные идеи»); не оставляйте без внимания «мелкие» идеи — из них могут вырасти большие.
Развивайте наблюдательность.
Постоянно расширяйте объем знаний — базу мышления. Помните, что однообразие и скука — враги творчества.
Слайд 33
Упражнение-тест
«Умеете ли вы учиться?»
Оцените свои умения в области самообразования, поставив себе отметку по каждой позиции анкеты (в пятибалльной шкале ДА — 5, НЕТ — 1 балл). Подсчитайте общий средний балл — уровень ваших умений учиться.
Слайд 34
1. Мне нравится учиться 5 4 3 2 1 не нравится
2. Я умею организовать рабочее место 5 4 3 2 1 не умею
3. Я соблюдаю режим труда и отдыха 5 4 3 2 1 не соблюдаю
4. Я всегда планирую свои занятия 5 4 3 2 1 не планирую
5. Я умею распределять время 5 4 3 2 1 не умею
6. Я умею работать с книгой 5 4 3 2 1 не умею
/. Я умею конспектировать 5 4 3 2 1 не умею
8. Я всегда внимателен на уроках 5 4 3 2 1 невнимателен
9. Я умею наблюдать 5 4 3 2 1 не умею
10. Я регулярно тренирую память 5 4 3 2 1 не тренирую
1 1. Я умею работать с компьютером 5 4 3 2 1 не умею
12. Я умею логически мыслить 5 4 3 2 1 не умею
13. Я умею выделять главное 5 4 3 2 1 не умею
14. Я умею писать сочинения 5 4 3 2 1 не умею
15. Я всегда добиваюсь решения задачи 5 4 3 2 1 не добиваюсь
16. Я успеваю выполнить домашние задания 5 4 3 2 1 не успеваю
1 7. Я всегда анализирую итоги работы 5 4 3 2 1 не анализирую
18. Я могу объективно оценить себя 5 4 3 2 1 не могу
Слайд 35
Памятка по самообразованию
Ваша главная задача в школе: научиться учиться и развивать самого себя.
Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помочь вам научиться учиться и управлять своим развитием и поведением. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.
Слайд 36
Прежде всего развивайте у себя общие способности, стремление всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность (умение прилежно трудиться). Самый лучший способ научиться учиться — это постоянно передавать свои знания и опыт другим.
Слайд 37
Развивайте свою общественную активность, трудолюбие, организованность, исполнительность, инициативу, вежливость, доброту, умение управлять собой. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце — умным будет».
Слайд 38
Недостатки вашего характера и поведения — это результат недостаточного самообучения и самовоспитания. Плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра. Все можно исправить, стоит только сильно захотеть.
Слайд 39
Все ваши успехи и неудачи в делах зависят прежде всего от вас самих. Чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать, что надо и полезно, а не то, что вздумается.
Слайд 40
Сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет границ. Как бы ни были обширны у вас знания, нужно добиваться, чтобы они стали еще обширнее. Как бы ни были глубоки знания, они могут стать еще глубже. Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы.
Слайд 41
Пусть самообразование сопровождает вас по всей вашей жизни!