Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Самообразование - одна из форм
повышения профессионального
мастерства педагогов ДОУ.
составила зам. зав. по ВМР
МБДОУ Заворонежский детский сад
– Черных Н.М.
Слайд 2
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Слайд 3
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В этих условиях, в процессе перехода образовательных учреждений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, работа по самообразованию – является одной из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путем достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Воспитатель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Слайд 4
САМООБРАЗОВАНИЕ –
приобретение знаний путем
самостоятельных занятий
без помощи преподавателя
(С.И. ОЖЕГОВ)
Слайд 5
Самообразование -
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала.
Педагогический словарь
Слайд 6
Самообразование
Осуществляется добровольно
Осуществляется сознательно
Планируется, управляется и контролируется самим человеком
Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков
Слайд 7
Потребности, мотивы, побуждающие педагога ДОУ к самообразованию :
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к ООД, выступлению, родительскому собранию, мероприятию и др. у педагога ДОУ возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества.
Конкуренция.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Слайд 8
Критерии самообразования:
Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса).
Творческий рост педагога.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
Слайд 9
Профессиональное;
психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
информационно-компьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби;
...
Направления самообразования педагога
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» .
Философ Сенеки
Слайд 10
Организация процесса самообразования
Слайд 11
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности воспитатель должен владеть различными методиками обучения и воспитания дошкольников, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
Профессиональное;
психолого-педагогическое;
психологическое;
методическое;
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение;
Правовое и т.д.
Слайд 12
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Слайд 13
Направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Слайд 14
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый воспитатель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
«Технология проектного метода обучения»;
«ИКТ в образовательном процессе»;
«Здоровьесберегающие технологии»;
«Работа с одаренными детьми»;
Слайд 15
план
программа
учебный год
длительный период
простая структура
сложная структура
и содержание
создаётся сразу
создаётся по этапам
или
корректируется
Слайд 16
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Слайд 17
Учитывая, что педагог ДОУ самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
Источники самообразования
4 этап – определение круга источников информации
Слайд 18
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом ДОУ.
Слайд 19
Формы самообразования
Индивидуальная
Групповая
(МО, творческие группы, семинары, практикумы
и др.)
Слайд 20
Формы организации самообразования
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию
5. Сетевые педагогические сообщества
Слайд 21
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог ДОУ разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Слайд 22
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества образовательного процесса (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии;
выработка методических рекомендаций по применению ИКТ;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
…
Слайд 23
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчета могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог ДОУ должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Слайд 24
Контроль за самообразованием педагога
В конце учебного года каждый педагог ДОУ должен написать отчет или подготовить презентацию о работе по самообразованию с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
В конце учебного года каждый педагог готовит план работы по самообразованию на следующий учебный год.
Отчет педагога заслушивается на итоговом педсовете, заседании МО (творческой группы).
Слайд 25
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
Посещать открытый педагогический процесс коллег и участвовать в обмене опытом
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
Повышать уровень своей эрудиции, правовой
и общей культуры
Составляющие процесса
самообразования педагога ДОУ
Слайд 26
Интернет – универсальный и сравнительно дешевый источник педагогической, методической и научной информации
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу ДОУ в работе
Информационно-компьютерные технологии
значительно расширяют перечень тем для
работы педагога ДОУ в процессе самообразования
Преимущества использования современных
информационно-компьютерных технологий в вопросах
самообразования перед традиционными способами
Слайд 27
Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог ДОУ, тем больше эффект от его работы.
Но никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не даст педагогу ДОУ самое главное – желание и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Слайд 28
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования авторитета педагога ДОУ
Слайд 29
Для подготовки презентации использовались следующие интернет – ресурсы:
http://doshkolnik.ru/pedagogika/3791-samoobrazovanie.html
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_pedagoga/1-1-0-10
http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1718-samoobrazovaniepedagoga.html
http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/
Слайд 30
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Земцова Ольга Леонидовна -
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ детского сада №5 общеразвивающего вида
г. Рассказово
Спасибо за внимание!