Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
«Размышляем над прочитанным…»
Слайд 2
А.С.Пушкин
Повесть «Капитанская дочка»
Цели урока:
Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа.
Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.
Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
Слайд 3
«Роман о чуде, совершаемом любовью»
(Т. Алпатова)
Слайд 4
Петр Гринёв
От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»?
Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?
Слайд 5
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.
2. Почему ирония присутствует в описании детства?
Слайд 6
Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6.
Уплата долга за проигрыш.
Благодарность за спасение.
Поединок за честь девушки.
Отказ присягнуть бунтовщику.
Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
Слайд 7
Критерий сравнения Гринёв Швабрин
Отношение к семье капитана Миронова.
Поведение на поединке.
Поведение во время захвата крепости пугачёвцами.
Отношение к Маше Мироновой.
Поведение с Пугачёвым.
Выполним сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (заполните таблицу)
Слайд 8
Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета
Композиция Сюжет
А) Экспозиция 1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б) Завязка 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) Кульминация 3) Детство Петруши в родовом имении
Г) Развязка 4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой
Слайд 9
Емельян Пугачёв
Историческая правда Художественный вымысел
«Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачёве-разбойнике побеждает человек»:
Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга Способен проявить милость
Умный, отважный, энергичный Может быть благородным: на добро отвечает милостью
Жестокий Способен оценить честь и мужество противника
Трагическая судьба
Слайд 10
2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»?
3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано?
1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
Слайд 11
Решим проблему: кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»?
Слайд 12
Объясните смысл эпиграфа
к повести «Береги честь смолоду» и
к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…
Слайд 13
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопросы:
1.
“Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам.
В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?
2.
1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва?
2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Слайд 15
geniy-pushcin.lirejour
iumka.ru
lirainternet.ru
russ-yaz.ru
the-planet-books.com
toma.ru
taday.ru
fasolki.net
morister.ru
vkratze.ru
v4ulit.ru
Интернет-ресурсы