Презентация - Икона в православной культуре

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Икона в православной культуре
Распечатать
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 34
  • Просмотров: 6532
  • Скачиваний: 3045
  • Размер: 9.73 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Икона в православной культуре, слайд 1
Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Икона в православной культуре, слайд 2
Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона в православной культуре, слайд 3
Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона в православной культуре, слайд 4
Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Икона в православной культуре, слайд 5
Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Икона в православной культуре, слайд 6
Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона в православной культуре, слайд 7
Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве. 

Слайд 8

Икона в православной культуре, слайд 8
Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Икона в православной культуре, слайд 9
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Икона в православной культуре, слайд 10
Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

Икона в православной культуре, слайд 11
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Икона в православной культуре, слайд 12
Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Икона в православной культуре, слайд 13
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Икона в православной культуре, слайд 14
Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона в православной культуре, слайд 15
Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Икона в православной культуре, слайд 16
Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Икона в православной культуре, слайд 17
Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Икона в православной культуре, слайд 18
Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы. 

Слайд 19

Икона в православной культуре, слайд 19
«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона в православной культуре, слайд 20
Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона в православной культуре, слайд 21
Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Икона в православной культуре, слайд 22
Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Икона в православной культуре, слайд 23

Слайд 24

Икона в православной культуре, слайд 24
Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

Икона в православной культуре, слайд 25
На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви.  Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Икона в православной культуре, слайд 26
Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела. 
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

Икона в православной культуре, слайд 27
С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

Слайд 28

Икона в православной культуре, слайд 28
Известно более 400 русских наименований икон Богоматери (Донская, Галичская, Всех Скорбящих Радость и т.д.), многие из них чудотворные.

Слайд 29

Икона в православной культуре, слайд 29
Казанская икона Божьей Матери – одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы на Руси. Эта икона Божьей Матери была выполнена древнерусским монахом-иконописцем по образу византийской иконы, написанной, по преданию, Евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.

Слайд 30

Икона в православной культуре, слайд 30
Владимирская икона Божьей Матери, так же, как и Казанская, одна из самых почитаемых и известных на Руси. По церковному преданию, икона написана Евангелистом Лукой. Владимирская икона Божьей матери сопровождала Россию на всех этапах её истории.

Слайд 31

Икона в православной культуре, слайд 31
Во все тяжёлые времена русские люди обращались к чудотворной иконе, и она, как рассказывают легенды, всегда помогала нашему народу преодолеть трудности и победить врагов. Именно перед ней чаще всего молятся о заступничестве, о помощи в бедах и болезнях.

Слайд 32

Икона в православной культуре, слайд 32
Икона Божьей Матери, Прошу, меня храни. От бед, напастей горестных Меня убереги. С Тобой я свет увидела В далёких облаках. Икону Божьей Матери Держу я на руках. Растопишь сердце ты моё В преддверии трудных дней И станет ясно и легко На душе моей. (Ю. Кондратьева)

Слайд 33

Икона в православной культуре, слайд 33
Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского, «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь».
Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования.

Слайд 34

Икона в православной культуре, слайд 34
Изучение икон, знакомство с иконографией, историей знаменитых икон – это один из путей в открытии для себя мира нашей православной культуры, в том чтобы узнавать пути к вере, добру, к опыту нравственной жизни, завещанному нам нашими предками. 
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.