Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ КР ОО «Глинская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект
по предмету «Основы православной культуры».
«Храмы родного края»
Подготовила: учитель начальных классов
Лаврова Галина Юрьевна
д. Глинки
2021 г.
Слайд 2
Цель:
узнать историческое прошлое, внутреннее и внешнее строение
храмов и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
изучить особенности архитектуры православных храмов;
ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;
изучить историческое прошлое и сегодняшний день храмов Орловской области Кромского района;
познакомить с храмом Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино;
показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Слайд 3
Храм – это дом Божий.
Храм- это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, или выполняемых и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища.
В православии храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
Слайд 4
"Живые"
деревянные
храмы
Слайд 6
Внешний вид храма
Архитектура храмов имеет очень богатую и неоднозначную историю, которая однако показывает что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всём мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира.
Паперть – место, где находятся нищие
и просящие.
Притвор (темная) - место для
отреченных от церкви или готовящихся
к крещению людей.
Аркатурный пояс (молитва из камня) –
переход из земного царства в царствие
небесное.
Закомары - символ ангелов или облаков
Колоко́льня — башня, на которой
установлен один или более колоколов
Купол (голова) - выражает собой
Вселенную, небесный свод,
объединяющий понятие о Боге и
о всем мире в гармоничное единство.
Крест - символ спасения, связи
земного мира с миром небесным.
Слайд 7
Форма
православного храма
«Восьмиконечная звезда»
«Ротонда»
«Корабль»
Слайд 8
«Храмы родного края»
Свято-Никольский храм п. Кромы
(Церковь Николая Чудотворца)
Свято-Троицкий храм п. Шахово
(Церковь Троицы Живоначальной)
Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, построенная в 1845 помещицей М. А. Мовчан. Однокупольный храм с боковыми притворами, украшенными четырехколонными портиками, трапезной и трехъярусной колокольней. Боковые приделы Митрованиевский и Казанский. Закрыта в 1930-х. В 1944 возвращена верующим, отремонтирована.
Крупная кирпичная церковь в формах позднего классицизма, выстроенная в 1838-1856. Однокупольный храм с боковыми шестиколонными портиками, прямоугольным алтарем, небольшой трапезной и колокольней, пристроенной в 1868. В трапезной был Покровский престол (1842), в главном храме второй престол Михаило-Архангельский (1874). Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня. В 1944 возвращена верующим, отремонтирована.
Слайд 9
Храм Воскресения Словущего (Церковь Воскресения Словущего) с. Ретяжи.
Свято-Троицкий храм с. Кривчиково
(Благовещенская церковь - Церковь Троицы Живоначальной)
Кирпичная церковь, замечательный памятник барокко. Построена на средства помещика В. И. Лопухина, возможно, по образцу Андреевской церкви в Киеве, освящена в 1765. Двусветный четверик с крупными полуглавиями завершен восьмериком и равными ему по высоте четырьмя малыми куполами. К храму пристроены алтарь и небольшая трапезная, отдельно стояла колокольня. Придел Василия Великого устроен в 1845. Закрыта в 1933, сломана колокольня, к 1990-м заброшена. Отреставрирована в 2000-х.
Кирпичная церковь, построенная в нач. ХХ в. вместо сгоревшей в 1899 деревянной. Крестообразная в плане четырехстолпная постройка, в настоящее время увенчанная световым восьмериком. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как школа. До революции Благовещенская, сейчас освящена как Троицкая. В 2000-х возвращена верующим, ремонтируется по проекту архитектора М. Б. Скорогобатова.
.
Слайд 10
Храм-часовня в д. Рассыльная в честь обновления храма в мч. Георгия Победоносца в Лидде
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
д. Арбузово.
(Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Гуторово).
Первоначально церковь в селе Рассыльном была деревянной; построена в 1797 году на средства прихожан во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1852 году была расширена с северной и южной сторон. В 1860 году здесь устроен новый иконостас стоимостью 475 рублей
В 1930-е годы церковь разобрана на бревна для местной школы, а остатки сожжены. В 2015 году по инициативе уроженца д. Рассыльная Виктора Шекшуева началось строительство часовни. 6 ноября 2018 года по благословению митрополита Орловского и Болховского Антония епископ Мценский Алексий, викарий Орловской епархии, освятил храм-часовню.
Кирпичная церковь, построенная в 1775-1777 на средства помещика Г. Н. Арбузова. Второй престол Иакова, брата Господня, южный Никольский придел пристроен в 1837. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, уцелела только коробка стен. Восстанавливается с 2010, сооружен новый купол.
Слайд 11
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино.
В своем проекте я расскажу о Храме Тихвинской иконы Божией Матери с. Кутафино . У него, как и у каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
Слайд 12
Историческая справка
В 48 верстах от г. Орла и в 11 верстах от Кром, в 17 верстах от Кромской Предтеченской Общины на северо-запад. Как село, так и его приходская деревня Колки, расположены по р. Кроме, впадающей в р. Оку. Старожилы говорят, что здесь когда-то были ольховые леса и большие болота; но постепенно ольху крестьяне вырубили, болота высохли, и теперь по берегам Кромы расстилаются большие заливные луга. Почва представляет собою чернозём с глиною, и главным продуктом земледелия была конопля.
Численность прихода простирается до 2248 душ обоего пола. Первый деревянный храм в с. Кутафино во имя мучеников Флора и Лавра был построен в XVIIв; к 1726г он сильно обветшал, и прихожане в означенном году испросили у Коломенского епископа Варлаама разрешение построить новый деревянный храм в честь тех же св. мучеников. Этот, второй, храм упоминается в ведомости 1734г.; в 1781г. он был продан в с. Глинки, Кромского уезда, и там сгорел в 1850г. На место его был сооружён в Кутафино третий деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, сгоревший 11 июля 1816г при священнике Павле Тезавровском. С 1816г по 1826г церковная служба для прихожан села Кутафино совершалась в соседнем (на расстоянии 2 версты) с. Глинки. В то же время в с. Кутафино на доброхотные даяния строился каменный однопрестольный холодный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери. Сборщиками подаяний и главными тружениками в этом деле были крестьянин с. Кутафино Сергей Леонов и крестьянин деревни Колки Иуда Галактионов. Новый, по счёту четвёртый, храм был освящен в 1826 году. К сожалению, он оказался малопоместительным; почему в 1878-1881 гг. стараниями священника Николая Воскресенского и волостного старшины Василия Михайловича Черных, внука вышеупомянутого Иуды Галактионова, на церковные и общественные деньги, в количестве более 13000 руб., старый иконостас был обновлён, а храм расширен по обе стороны пристройкою к главному алтарю двух приделов; по правую сторону — во имя Николая Чудотворца, а по левую — во имя мучеников Фрола и Лавра; первый придел был освящен в декабре 1881г., а второй 22 ноября того же года. В 1860г. церковь вокруг была обнесена деревянной оградой на кирпичных столбах; в 1895г. она была заменена железной, с израсходованием на это 1200 руб. Церковь владеет 200 руб. неприкосновенного капитала, из коих 100 руб. были пожертвованы крестьянином Карпом Евфимовичем Рыболовым и 100 руб. — помещиками Кирпичёвыми. Земли при церкви 40 десятин. В с. Кутафино было двухклассное Министерское училище с 1875г. и школа грамоты с 1893г. (в церковной сторожке, без квартиры для учителя).
Слайд 13
Первый деревянный храм во имя мучеников Флора и Лавра был построен в 17 веке. В 1726 году на этом месте построен новый храм, а в 1734 разобран и продан в с. Глинки Кромского уезда. После на этом месте был построен новый деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, который в 1816 году сгорел. Новый каменный храм был заложен и освящен в 1826 году в честь Тихвинской Иконы Божией Матери, В 1878-1881 .г. храм был расширен в обе стороны с пределами мучеников Флора и Лавра и Святителя Николая Чудотворца, которые были освящены в конце 1881 года.
Храм закрыт в 1920-х годах и разграблен. В 1942 году в храме возобновились службы и продолжались до начала 1960-х годов. Во времена хрущевских гонений храм был закрыт.
Слайд 14
История возникновения Храма Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери поставлена на окраине села на невысоком берегу реки Кромы. Название села произошло от слова "кут" - угол, закуток. Расположенное на противоположном берегу реки Кромы напротив села городище, укрепленное валами и рвами, свидетельствует о глубокой древности поселения. Среди жителей села имелись потомки крепостных крестьян князя Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года, переселенных им, по преданию, из Рязанской губернии. Первый деревянный храм в селе во имя Св. муч. Флора и Лавра был построен в XVII веке. К 1726 году он обветшал, и прихожане в том же году спросили у Коломенского епископа Варлаама разрешения построить новый деревянный храм в то же имя. Храм был построен и в 1781 году продан в село Глинки, где в 1850 году он сгорел. Вместо него был сооружен третий по счету деревянный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сгоревший 11 июля 1816 года. С 1816 по 1826 год велось строительство нового кирпичного однопрестольного храма в то же имя, в котором особое усердие проявили крестьяне села Кутафино - Сергей Леонов и деревни Колок - Иуда Галактионов. Но новопостроенная церковь оказалась слишком тесной для быстро росшего прихода, и в 1878-1881 годы стараниями священника Николая Воскресенского и волостного старшины Василия Михайловича Черных - внука Иуды Галактионова храм расширили в обе стороны пристройкою двух приделов: справа - во имя Св. Николая Чудотворца, слева - Св. муч. Флора и Лавра, освященных первый в декабре 1881 года, второй 22 ноября того же года. В 1860 году вокруг церкви выстроили деревянную ограду на кирпичных столбах, в 1895 году замененную на железную. В селе с 1895 года имелось двухклассное министерское училище и с 1893 года - школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке. Церковь закрыта в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны храм превращен в огневую точку - в его алтарной части долгое время сохранились пулеметные бойницы. Храм вновь открыт после войны и закрыт в 60-е годы.
Слайд 15
В 2005 году по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия начато его восстановление. Первоначальные работы велись прихожанами храма, но основное финансирование работ совершалось на средства благотворительного фонда «Глас».
С 2008 года ведется реставрация и восстановление храма. Сегодня церковь расположена в селе Кутафино Кромского района Орловской области между поселком Кромы и городом Дмитровском в 10 км от трассы, соединяющих эти населенные пункты.
Слайд 16
Автоматические колокольные системы
Слайд 17
Правый придел храма освещён, здесь проводят богослужения.
Старинное надгробие около храма.
Слайд 18
Вывод.
В храм ходят молится для себя и за других, прихожане ставят свечи на канун в память о своих родных и близких.
Храм - от слова « хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.
Приход сельского храма – это одна большая православная семья, в которой все всегда вместе: и в будни, и в праздники;
храмы помогают людям обрести покой, веру, стать чище и добрее, быть терпимее в наше сложное время;
с появлением храма начинается постепенный процесс единения жителей села, возрождение культурно-исторических традиций;
для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа, которая очень тесно переплетается с религиозной культурой.