Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ КР ОО «Глинская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект
по предмету «Основы православной культуры».
«Храмы родного края»
Подготовила: учитель начальных классов
Лаврова Галина Юрьевна
д. Глинки
2021 г.
Слайд 2
Цель:
узнать историческое прошлое, внутреннее и внешнее строение
храмов и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
изучить особенности архитектуры православных храмов;
ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;
изучить историческое прошлое и сегодняшний день храмов Орловской области Кромского района;
познакомить с храмом Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино;
показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Слайд 3
Храм – это дом Божий.
Храм- это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, или выполняемых и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища.
В православии храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
Слайд 4
"Живые"
деревянные
храмы
Слайд 6
Внешний вид храма
Архитектура храмов имеет очень богатую и неоднозначную историю, которая однако показывает что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всём мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира.
Паперть – место, где находятся нищие
и просящие.
Притвор (темная) - место для
отреченных от церкви или готовящихся
к крещению людей.
Аркатурный пояс (молитва из камня) –
переход из земного царства в царствие
небесное.
Закомары - символ ангелов или облаков
Колоко́льня — башня, на которой
установлен один или более колоколов
Купол (голова) - выражает собой
Вселенную, небесный свод,
объединяющий понятие о Боге и
о всем мире в гармоничное единство.
Крест - символ спасения, связи
земного мира с миром небесным.
Слайд 7
Форма
православного храма
«Восьмиконечная звезда»
«Ротонда»
«Корабль»
Слайд 8
«Храмы родного края»
Свято-Никольский храм п. Кромы
(Церковь Николая Чудотворца)
Свято-Троицкий храм п. Шахово
(Церковь Троицы Живоначальной)
Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, построенная в 1845 помещицей М. А. Мовчан. Однокупольный храм с боковыми притворами, украшенными четырехколонными портиками, трапезной и трехъярусной колокольней. Боковые приделы Митрованиевский и Казанский. Закрыта в 1930-х. В 1944 возвращена верующим, отремонтирована.
Крупная кирпичная церковь в формах позднего классицизма, выстроенная в 1838-1856. Однокупольный храм с боковыми шестиколонными портиками, прямоугольным алтарем, небольшой трапезной и колокольней, пристроенной в 1868. В трапезной был Покровский престол (1842), в главном храме второй престол Михаило-Архангельский (1874). Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня. В 1944 возвращена верующим, отремонтирована.
Слайд 9
![Основы православной культуры. «Храмы родного края», слайд 9](/files/40208/268/9.jpg)
Храм Воскресения Словущего (Церковь Воскресения Словущего) с. Ретяжи.
Свято-Троицкий храм с. Кривчиково
(Благовещенская церковь - Церковь Троицы Живоначальной)
Кирпичная церковь, замечательный памятник барокко. Построена на средства помещика В. И. Лопухина, возможно, по образцу Андреевской церкви в Киеве, освящена в 1765. Двусветный четверик с крупными полуглавиями завершен восьмериком и равными ему по высоте четырьмя малыми куполами. К храму пристроены алтарь и небольшая трапезная, отдельно стояла колокольня. Придел Василия Великого устроен в 1845. Закрыта в 1933, сломана колокольня, к 1990-м заброшена. Отреставрирована в 2000-х.
Кирпичная церковь, построенная в нач. ХХ в. вместо сгоревшей в 1899 деревянной. Крестообразная в плане четырехстолпная постройка, в настоящее время увенчанная световым восьмериком. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как школа. До революции Благовещенская, сейчас освящена как Троицкая. В 2000-х возвращена верующим, ремонтируется по проекту архитектора М. Б. Скорогобатова.
.
Слайд 10
![Основы православной культуры. «Храмы родного края», слайд 10](/files/40208/268/10.jpg)
Храм-часовня в д. Рассыльная в честь обновления храма в мч. Георгия Победоносца в Лидде
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
д. Арбузово.
(Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Гуторово).
Первоначально церковь в селе Рассыльном была деревянной; построена в 1797 году на средства прихожан во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1852 году была расширена с северной и южной сторон. В 1860 году здесь устроен новый иконостас стоимостью 475 рублей
В 1930-е годы церковь разобрана на бревна для местной школы, а остатки сожжены. В 2015 году по инициативе уроженца д. Рассыльная Виктора Шекшуева началось строительство часовни. 6 ноября 2018 года по благословению митрополита Орловского и Болховского Антония епископ Мценский Алексий, викарий Орловской епархии, освятил храм-часовню.
Кирпичная церковь, построенная в 1775-1777 на средства помещика Г. Н. Арбузова. Второй престол Иакова, брата Господня, южный Никольский придел пристроен в 1837. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, уцелела только коробка стен. Восстанавливается с 2010, сооружен новый купол.
Слайд 11
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино.
В своем проекте я расскажу о Храме Тихвинской иконы Божией Матери с. Кутафино . У него, как и у каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
Слайд 12
![Основы православной культуры. «Храмы родного края», слайд 12](/files/40208/268/12.jpg)
Историческая справка
В 48 верстах от г. Орла и в 11 верстах от Кром, в 17 верстах от Кромской Предтеченской Общины на северо-запад. Как село, так и его приходская деревня Колки, расположены по р. Кроме, впадающей в р. Оку. Старожилы говорят, что здесь когда-то были ольховые леса и большие болота; но постепенно ольху крестьяне вырубили, болота высохли, и теперь по берегам Кромы расстилаются большие заливные луга. Почва представляет собою чернозём с глиною, и главным продуктом земледелия была конопля.
Численность прихода простирается до 2248 душ обоего пола. Первый деревянный храм в с. Кутафино во имя мучеников Флора и Лавра был построен в XVIIв; к 1726г он сильно обветшал, и прихожане в означенном году испросили у Коломенского епископа Варлаама разрешение построить новый деревянный храм в честь тех же св. мучеников. Этот, второй, храм упоминается в ведомости 1734г.; в 1781г. он был продан в с. Глинки, Кромского уезда, и там сгорел в 1850г. На место его был сооружён в Кутафино третий деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, сгоревший 11 июля 1816г при священнике Павле Тезавровском. С 1816г по 1826г церковная служба для прихожан села Кутафино совершалась в соседнем (на расстоянии 2 версты) с. Глинки. В то же время в с. Кутафино на доброхотные даяния строился каменный однопрестольный холодный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери. Сборщиками подаяний и главными тружениками в этом деле были крестьянин с. Кутафино Сергей Леонов и крестьянин деревни Колки Иуда Галактионов. Новый, по счёту четвёртый, храм был освящен в 1826 году. К сожалению, он оказался малопоместительным; почему в 1878-1881 гг. стараниями священника Николая Воскресенского и волостного старшины Василия Михайловича Черных, внука вышеупомянутого Иуды Галактионова, на церковные и общественные деньги, в количестве более 13000 руб., старый иконостас был обновлён, а храм расширен по обе стороны пристройкою к главному алтарю двух приделов; по правую сторону — во имя Николая Чудотворца, а по левую — во имя мучеников Фрола и Лавра; первый придел был освящен в декабре 1881г., а второй 22 ноября того же года. В 1860г. церковь вокруг была обнесена деревянной оградой на кирпичных столбах; в 1895г. она была заменена железной, с израсходованием на это 1200 руб. Церковь владеет 200 руб. неприкосновенного капитала, из коих 100 руб. были пожертвованы крестьянином Карпом Евфимовичем Рыболовым и 100 руб. — помещиками Кирпичёвыми. Земли при церкви 40 десятин. В с. Кутафино было двухклассное Министерское училище с 1875г. и школа грамоты с 1893г. (в церковной сторожке, без квартиры для учителя).
Слайд 13
Первый деревянный храм во имя мучеников Флора и Лавра был построен в 17 веке. В 1726 году на этом месте построен новый храм, а в 1734 разобран и продан в с. Глинки Кромского уезда. После на этом месте был построен новый деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, который в 1816 году сгорел. Новый каменный храм был заложен и освящен в 1826 году в честь Тихвинской Иконы Божией Матери, В 1878-1881 .г. храм был расширен в обе стороны с пределами мучеников Флора и Лавра и Святителя Николая Чудотворца, которые были освящены в конце 1881 года.
Храм закрыт в 1920-х годах и разграблен. В 1942 году в храме возобновились службы и продолжались до начала 1960-х годов. Во времена хрущевских гонений храм был закрыт.
Слайд 14
![Основы православной культуры. «Храмы родного края», слайд 14](/files/40208/268/14.jpg)
История возникновения Храма Тихвинской иконы Божией Матери
с. Кутафино
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери поставлена на окраине села на невысоком берегу реки Кромы. Название села произошло от слова "кут" - угол, закуток. Расположенное на противоположном берегу реки Кромы напротив села городище, укрепленное валами и рвами, свидетельствует о глубокой древности поселения. Среди жителей села имелись потомки крепостных крестьян князя Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года, переселенных им, по преданию, из Рязанской губернии. Первый деревянный храм в селе во имя Св. муч. Флора и Лавра был построен в XVII веке. К 1726 году он обветшал, и прихожане в том же году спросили у Коломенского епископа Варлаама разрешения построить новый деревянный храм в то же имя. Храм был построен и в 1781 году продан в село Глинки, где в 1850 году он сгорел. Вместо него был сооружен третий по счету деревянный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сгоревший 11 июля 1816 года. С 1816 по 1826 год велось строительство нового кирпичного однопрестольного храма в то же имя, в котором особое усердие проявили крестьяне села Кутафино - Сергей Леонов и деревни Колок - Иуда Галактионов. Но новопостроенная церковь оказалась слишком тесной для быстро росшего прихода, и в 1878-1881 годы стараниями священника Николая Воскресенского и волостного старшины Василия Михайловича Черных - внука Иуды Галактионова храм расширили в обе стороны пристройкою двух приделов: справа - во имя Св. Николая Чудотворца, слева - Св. муч. Флора и Лавра, освященных первый в декабре 1881 года, второй 22 ноября того же года. В 1860 году вокруг церкви выстроили деревянную ограду на кирпичных столбах, в 1895 году замененную на железную. В селе с 1895 года имелось двухклассное министерское училище и с 1893 года - школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке. Церковь закрыта в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны храм превращен в огневую точку - в его алтарной части долгое время сохранились пулеметные бойницы. Храм вновь открыт после войны и закрыт в 60-е годы.
Слайд 15
В 2005 году по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия начато его восстановление. Первоначальные работы велись прихожанами храма, но основное финансирование работ совершалось на средства благотворительного фонда «Глас».
С 2008 года ведется реставрация и восстановление храма. Сегодня церковь расположена в селе Кутафино Кромского района Орловской области между поселком Кромы и городом Дмитровском в 10 км от трассы, соединяющих эти населенные пункты.
Слайд 16
Автоматические колокольные системы
Слайд 17
Правый придел храма освещён, здесь проводят богослужения.
Старинное надгробие около храма.
Слайд 18
Вывод.
В храм ходят молится для себя и за других, прихожане ставят свечи на канун в память о своих родных и близких.
Храм - от слова « хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.
Приход сельского храма – это одна большая православная семья, в которой все всегда вместе: и в будни, и в праздники;
храмы помогают людям обрести покой, веру, стать чище и добрее, быть терпимее в наше сложное время;
с появлением храма начинается постепенный процесс единения жителей села, возрождение культурно-исторических традиций;
для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа, которая очень тесно переплетается с религиозной культурой.