Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ДЕБАТЫ
(технология проведения интеллектуальной игры)
Слайд 2
Дебаты – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов.
Слайд 3
дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Дебаты Позволяют решать следующие задачи: - обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; - развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; - воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы; - коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности
Цели и задачи
Слайд 4
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) и зрителей-болельщиков в своей правоте и опыте риторики.
Наиболее распространенным и приемлемым для старшеклассников и студентов является следующий формат (вид) дебатов: - в дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Команды также имеют право на перерыв (таймаут) для консультации друг с другом. За соблюдением регламента игры следит таймкипер (хранитель времени), который показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления или таймаута - промежутка времени, который команда может взять для совместного обсуждения вопросов или контраргументов.
Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху.
Слайд 5
Основой «Дебатов» является спорный тезис, который и определяет позиции двух соревнующихся команд.
Слайд 6
Правила для участников дебатов
1. Строго соблюдать регламент, следить за указаниями учителя. 2. Приводить в основном аргументы в поддержку своей точки зрения, а не критиковать позицию оппонента. 3. Слушать оппонента, не перебивая - он не враг, не противник, а партнер по обсуждению. Не раздражаться, сохранять приветливость. 4. Обращаться к оппонентам на “вы”. 5. Задавая вопросы и отвечая на вопросы, не выражать словесно несогласие, не вступать в спор. 6. Вопросы задавать только на прояснение позиции, выяснение точки зрения. Благодарить за ответ на каждый вопрос. 7. При ответе на вопрос оппонента отвечать не просто “да” или “нет”, а приводить минимум один аргумент в свою пользу. 8. Можно ответить на заданный вопрос в заключительном слове, если не можете ответить на него сразу. 9. Капитан и член команды могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться. 10. Каждая команда аплодирует своим оппонентам вместе со зрителями.
Слайд 7
Постройте выступление по следующему плану:
1.Приветствие слушателям
2. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее.
3.Например: «Я хочу поговорить о…», «Меня сегодня интересует
вопрос о…», «Существует такая проблема…» и т.д.
4.Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его
словами. Например: "Мне кажется, что...., и вот почему."
5.Подберите аргументы в поддержку своего тезиса.
6.Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном
порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
7.Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя
аргументы против него.
8.Сделайте вывод.
9.Благодарность за внимание.
Слайд 8
Регламент игры
Первый спикер УС – презентация, актуальность – 2 минут
Вопросы ОС – третий спикер ОС к первому спикеру УС – 3 минуты
Первый спикер ОС – презентация, актуальность – 2 минут
Вопросы УС – третий спикер УС к первому спикеру ОС – 3 минуты
Второй спикер УС – приводит дополнительные аргументы и факты – 4 минут
Вопросы ОС – второй спикер ОС к первому спикеру УС – 3 минуты
Второй спикер ОС – приводит дополнительные аргументы и факты – 4 минут
Вопросы УС – второй спикер УС к первому спикеру ОС – 3минуты
Третий спикер УС – завершает утверждение – 2 минут
Третий спикер ОС – завершает утверждение – 2минут
Слайд 9
ХОД ДЕБАТОВ:
ПЕРВЫЙ
РАУНД
Утверждающая
сторона
Раунд
Перекрестных
вопросов
Отрицающая
сторона
Раунд
Перекрестных
вопросов
ВТОРОЙ
РАУНД
Утверждающая
сторона
Раунд
Перекрестных
вопросов
Отрицающая
сторона
Раунд
Перекрестных
вопросов
ТРЕТИЙ
РАУНД
Утверждающая
сторона
Отрицающая
сторона
Слайд 10
Первый раунд
Первый спикер утверждающей команды
Первый спикер отрицающей команды
Представляет утверждающую сторону
Представляет отрицающую команду
Формулирует тему дебатов, показывает её актуальность
Формулирует тезис отрицания
Заявляет позицию команды утверждения
Выдвигает аргументы утверждающей стороны
Отвечает на вопросы соперников
опровергает аргументы соперников
Выдвигает аргументы отрицающей стороны
Отвечает на вопросы соперников
Слайд 11
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ:
Цель перекрестных вопросов?
- внести ясность в аргументы оппонентов
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас
- выявить изъяны в кейсе оппонентов
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»;
Слайд 12
Второй раунд
Второй спикер утверждающей команды
Второй спикер отрицающей команды
Опровергает аргументы отрицающей команды
Усиливает позицию утверждающей стороны, приводя новые доказательства
уже озвученных аргументов
Приводит новые доказательства уже имеющихся аргументов отрицающей стороны
Опровергает аргументы утверждающей стороны
Слайд 13
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ:
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, используя даже те аргументы, которые уже прозвучали в речи спикера противника;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»;
Слайд 14
Третий раунд
Третий спикер утверждающей команды
Третий спикер отрицающей команды
Определяет
важнейшие
области
столкнове-ния
команд
Объясняет, почему аргументы утверждаю-щей стороны убедитель-нее
Объясняет, почему аргументы утвержда-щей стороны убедитель-нее
Делает эффект-ное заключе-
ние
Делает эффект-ное заключе-ние
Определяет важнейшие области столкнове-
ния
команд
Слайд 15
СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ
Оценивает выступления спикеров;
Выставляет баллы
Ведет протокол;
Слайд 16
Урок-дебаты по теме
"Свобода и необходимость в деятельности человека
1-В группа
2012г.
Слайд 17
2013год
Уроки-дебаты
-«Внебюджетные средства в образовательном учреждении»-5-В гр
-«Молодёжь и выборы»-1-А гр.
-«Пути развития России»- 1 –Б гр.
Слайд 18
Урок-дебаты по теме «Глобальные проблемы человечества»
1-А, 1-В,1-Г группы
2014год
Слайд 19
Список литературы
Учебное пособие по игре Дебаты имени Карла Поппера // http://orator-kz.narod.ru/All_about_debates.html
Волошина Н. Обучение дебатам в старших классах // file://localhost/D
Интерактивные формы и методы работы