Презентация - Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература»
Распечатать
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 32
  • Просмотров: 5317
  • Скачиваний: 2592
  • Размер: 25.41 MB
  • Класс: 8
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 1
Обзор изученного в 5-8 классах
Древнерусская литература

Слайд 2

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 2
Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Д.С. Лихачев
Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования (11-17 в.в.)

Слайд 3

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 3
988 год - Русь принимает христианство
славянские просветители – братья Кирилл и Мефодий

Слайд 4

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 4
Кириллица – первая славянская азбука

Слайд 5

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 5
Первые русские книги

Слайд 6

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 6
Суперобложки

Слайд 7

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 7
Первые русский писатели - монахи, священослужители
монах Нестор
Симеон Полоцкий
протопоп Аввакум

Слайд 8

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 8
«Повесть временных лет» (временных - минувших) время создания - начало XII века
Её автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор..

Слайд 9

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 9

Слайд 10

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 10
Основные черты древнерусской литературы
1 Историзм (героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица), нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте.
2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы (древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было)..

Слайд 11

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 11
3 Церковный характер произведения: основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи. Менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. (Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские).

Слайд 12

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 12

Слайд 13

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 13
Периодизация древнерусской литературы
Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литератур. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.

Слайд 14

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 14
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).

Слайд 15

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 15
Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда» Епифаний Премудрый ).

Слайд 16

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 16
В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.

Слайд 17

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 17
Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Слайд 18

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 18
Жанры древнерусской литературы
Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…». Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

Слайд 19

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 19
Жанры древнерусской литературы
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Слайд 20

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 20
Поучение Владимира Мономаха

Слайд 21

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 21
Поучение владимира мономаха
Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

Слайд 22

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 22

Слайд 23

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 23
Повесть о Петре и Февронии Муромских

Слайд 24

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 24
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

Слайд 25

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 25
Повесть временных лет

Слайд 26

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 26
Повесть временных лет
Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

Слайд 27

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 27
Повесть временных лет
В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

Слайд 28

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 28
Житие Сергия радонежского
Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.
Троицко-Сергиевская Лавра

Слайд 29

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 29
Житие Сергия радонежского
Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а ещё более возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.

Слайд 30

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 30
Житие протопопа аввакума, им самим написанное
«Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора.
Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг.
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Сожжение протопопа Аввакума

Слайд 31

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 31
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского
Время создания – 80-е годы XIII века Место создания – г. Владимир монастырь Рождества Богородицы Автор – современник князя В центре повести три подвига Александра Невского

Слайд 32

Обзор изученного в 5-8 классах «Древнерусская литература», слайд 32
Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов.
В житие изображена деятельность правителя и полководца
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.