Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Подготовка к сжатому изложению
Слайд 2
Какое изложение мы называем сжатым?
Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
Слайд 3
Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения.
1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены; 3) излагать информацию кратко и связно; 4) чем проще и яснее будет текст для слушателя, тем легче пересказать его сжато.
Слайд 4
Приемы и способы сжатия текста Какие способы и приемы сжатия текста вы знаете?
Основные приёмы сжатия информации: 1) обобщение частной информации 2) исключение второстепенной
3) упрощение синтаксических структур.
Слайд 5
Памятка 1. При сжатии любого текста обычно опускаются: - диалоги, - пространные описания природы, - описания чувств, настроений. 2. При этом сохраняются - ключевые слова и обороты речи, - наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Слайд 6
3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
Слайд 7
4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи; - анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; - проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
Слайд 8
Текст № 1 Прочитайте текст, сократите его. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)
.
Слайд 9
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
Слайд 10
Текст № 2 Самостоятельная работа. Прочитайте текст и определите, какой прием сжатия текста целесообразнее использовать. По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков. Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
Слайд 11
Сжатый текст В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой. Пушкин владел многими языками, поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.