Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Художественные стили речи
для подготовки к ОГЭ
Слайд 2
Художественный стиль речи
Особенности:
Образность
Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
Использование средств других стилей
(особенно разговорного)
Слайд 3
Главная функция художественного стиля -
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Слайд 4
Тропы и стилистические фигуры
Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Аллегория
Перифраз
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Оксюморон
Градация
Эллипсис
Умолчание
Парцелляция
Слайд 5
ЭПИТЕТ -
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
Слайд 6
МЕТАФОРА -
троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
Слайд 7
МЕТОНИМИЯ -
троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
Слайд 8
СИНЕКДОХА -
один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Слайд 9
Сравнение -
троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
Слайд 10
ГИПЕРБОЛА -
троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
Слайд 11
ЛИТОТА -
троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)
Слайд 12
ИРОНИЯ -
Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
Слайд 13
АЛЛЕГОРИЯ -
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
Слайд 14
ПЕРИФРАЗ -
троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
Слайд 15
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.
О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
Слайд 16
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -
такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)
Слайд 17
АНАФОРА -
единоначатие
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)
Слайд 18
ЭПИФОРА -
повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)
Слайд 19
АНТИТЕЗА -
противопоставление
И день и час, и письменно и устно,
За правду да и нет…
(М.Цветаева)
Слайд 20
ОКСЮМОРОН -
соединение логически несовместимых понятий
Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи…
(М.Цветаева)
Слайд 21
ГРАДАЦИЯ -
группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
Слайд 22
ЭЛЛИПСИС -
Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели …
(М.Лермонтов)
Слайд 23
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -
расчленение конструкции
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Слайд 24
ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста
Выразительное чтение текста
Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
Выражение своего отношения к тексту