Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Чтобы сформулировать тему урока, прослушайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза».
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.
«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. Я посмотрел на Благова. – Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали? – Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, мы сегодня поговорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока.
Слайд 2
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Слайд 3
Функции знаков препинания
завершение предложения
разделение
на смысловые отрезки
. ? !
(Конец предложения.)
, (ОЧ, части ССП, БСП)
; (части ССП, БСП)
– :( при , прямой речи, диалоге, му подл. и сказ.)
« » │ , , │ – –
( )
(Выделительными являются парные знаки препинания.)
Знаки завершения
Знаки выделения
выделение смысловых отрезков
Знаки разделения
Выделительные ЗП используются при , П.О., Д.О., Ср.О., ВС, ВК, обособленных приложениях, определениях, дополн., обстоят. , выделении придат. части в СПП.
Слайд 4
УУД
Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать.
Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Слайд 5
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
1) И кочи и моховые3 б_лота и пни — всё хорошо под с_янием лунным. (Н. Некрасов)
2) Добыча была хорошая два больших сига несколько суд_ков щука и целых пять штук стерлядей.4 (Д. Мамин-Сибиряк)
Слайд 6
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
3) Мелкий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем1 было нехорошо. (М. Богданов)
4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза.
5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю3 осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.
Слайд 7
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Слайд 8
Отметьте №, где пишется Ь
Клоун рыж__
спелая рож____
скорая помощ___
использовать ветош___
всюду роскош___
страна урочищ___ и гор
любитель зрелищ___
запеч___ утку
увлеч___ работой
Пирог должен испеч___ся.
Как она могла им увлеч___ся?
Среж___те цветы.
Спряч___тесь от него.
Не вреж___ся в машину.
Почему ты не умываеш___ся?
Постираеш___ белье?
Разве ты не видиш___, что он прав.
Как ты смееш___ так себя вести?
распахнуть дверь настеж___
ударить наотмаш___
Забыл всё напроч___.
пустился вскач___
выйти замуж___
взять на абордаж__
Клоун рыж (ий)
спелая рожЬ (ж.р.)
скорая помощЬ (ж.р.)
использовать ветошЬ (ж.р.)
всюду роскошЬ (ж.р.)
страна урочищ (мн. ч.) и гор
любитель зрелищ (мн. ч.)
запечЬ утку (гл.)
увлечЬ работой (гл.)
Пирог должен испечЬся. (гл.)
Как она могла им увлечЬся? (гл.)
СрежЬте цветы. (гл.)
СпрячЬтесь от него. (гл.)
Не врежЬся в машину. (гл.)
Почему ты не умываешЬся? (гл.)
ПостираешЬ белье? (гл.)
Разве ты не видишЬ что он прав. (гл.)
Как ты смеешЬ так себя вести? (гл.)
распахнуть дверь настежЬ (нар.)
ударить наотмашЬ (нар.)
Забыл всё напрочЬ (нар.)
пустился вскачЬ (нар.)
выйти замуж (искл.)
взять на абордаж ( м.р.)
Слайд 9
Домашнее задание
Творческая работа
Составить или выписать из художественных текстов 5 предложений.
С П.О.
С Д.О.
С однородными членами
С обращением
С прямой речью
Обозначить в них функции ЗП.
Слайд 10
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ
2 урок (комбинированный урок)
Слайд 11
??
Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?
Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?
Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?
Слайд 12
Проверка домашней работы
Творческая работа
Составить или выписать из художественных текстов 5 предложений.
С П.О.
С Д.О.
С однородными членами
С обращением
С прямой речью
Обозначить в них функции ЗП.
Слайд 13
Функции знаков препинания
завершение предложения
разделение
на смысловые отрезки
. ? !
(Конец предложения.)
, (ОЧ, части ССП, БСП)
; (части ССП, БСП)
– :( при , прямой речи, диалоге, му подл. и сказ.)
« » │ , , │ – –
( )
(Выделительными являются парные знаки препинания.)
Знаки завершения
Знаки выделения
выделение смысловых отрезков
Знаки разделения
Выделительные ЗП используются при , П.О., Д.О., Ср.О., ВС, ВК, обособленных приложениях, определениях, дополн., обстоят. , выделении придат. части в СПП.
Слайд 14
-СКАК-
мгновенное
действие
-СКОЧ-
вскочить
Искл. скачок, скачу
скакать
продолжительное
действие
Слайд 15
Выпишите слова с пропущенными орфограммами, сделайте разборы.
Всадник вск..чил на коня и поск..кал по дороге.
Лошадь сделала длинный ск..чок.
Мы соб..раем урожай и соб..рем много фруктов1.
Заг..рать на солнце долго нельзя.
При красивом заг..ре3 кожа не обг..рает.
Заг..ралась з..ря, дог..рали звезды.
Слайд 16
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Слайд 17
Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните выбор гласных в корнях с чередованием.
1. Он стоял перед пистолетом выб..рая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки которые долетали до меня.
2. «Сильвио! — вскричал граф вск..чив со своего места. — Вы знали Сильвио?»
Из повести А. Пушкина «Выстрел»
Укажите функции ЗП.
Слайд 18
Карточка для комплексного повторения пунктуации
1. Когда снег тихо опускается самому хочется быть еще тише. (М.Пришвин) 2. Мой пр_ход я это мог заметить сначала несколько смутил г_стей. (И.Тургенев) 3. Я таким воздух_м нигде не дышал кроме как в наших местах. (К.Паустовский) 4. Вечером буря раз_гралась так что нельзя было ра_слышать гудит ли ветер гремит ли гром. (И.Гончаров) 5. Опытный следопыт Александр Александрович без труда прочитал недлинные страниц_ лесной драмы. (В.Песков) 6. Вы я думаю привыкли к этим вел_колепным картинам. (М.Лермонтов) 7. Для тебя единственная ласковая я нашел хорошие слова. (М.Светлов) 8. Как отчий дом как старый горец горы люблю я землю тень ее лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков. (В.Брюсов)
Укажите функции ЗП.
Слайд 19
Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения.
Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить.
Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат...
Но есть (не)малые р_зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело — родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать?
Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву)
Сочинение-миниатюра.
Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.
Слайд 20
Петя утомлен
Петя взял "Родную речь";
На диван решил прилечь.
Дайте что-нибудь принять...
Витамины, что ли...
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
- Что ж, пожалуй, ты права,-
Стонет хитрый малый. –
Отдохну часочка два...
Я такой усталый!
Сунул в шкаф "Родную речь",
И гора свалилась с плеч.
Петя взял "Родную речь";
На диван решил прилечь.
Витамины А, Б, Ц
Катает кошка на крыльце.
А.Барто
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Укажите функции ЗП.
Слайд 21
Петя взял "Родную речь";
На диван решил прилечь.
Дайте что-нибудь принять...
Витамины, что ли...
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
- Что ж, пожалуй, ты права,-
Стонет хитрый малый. –
Отдохну часочка два...
Я такой усталый!
Сунул в шкаф "Родную речь",
И гора свалилась с плеч.
Витамины А, Б, Ц
Катает кошка на крыльце.
А.Барто
Р;
З.
З…
(В)
Петя утомлен
З.
Р,
З…
Р,
З.
Р,
,В,
Р:
З.
-Р-
З… !
Р,
"В"
Р,
Р,
З.
,В,
З.
Проверка
Слайд 22
Решите пунктуационную задачу.
На месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
Ответ: 1,2,3,4
Прокомментируйте смысл высказывания.
Слайд 23
Использовано
Львова С. И. Русский язык. 8 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. — 8-е изд., перераб. — М. : Мнемозина, 2012. — 285 с. : ил.
Русский язык. 8 класс : технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой / авт.-сост. С. С. Рудова, Е. Н. Смирнова, И. В. Выгловская. - Волгоград : Учитель, 2016. - 230 с.
Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку (5—9 классы). Другие материалы
Слайд 24
Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы:
1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. 3. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки.
Слайд 25
Автор презентации
Бурмистрова Римма Анатольевна