Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Функциональные разновидности языка
Слайд 2
1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.
3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Слайд 3
Неофициальная обстановка
непринуждённая.Официальная обстановка
деловая
Дома
на перемене
в лесу
в общественном транспорте
в гостях.На работе
на уроке
на экскурсии
в поликлинике
на собрании
Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.
Слайд 4
СТИЛИ РЕЧИ
разговорный.книжные
разговорный.научный.художественный.публицистический.официально-деловой
В быту.В науке и технике.В художественной
литературе.В общественной жизни.В официально-служебных отношениях
Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям.Научная лекция, доклад, статья, учебник.Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня.Речь, выступление, газетные статьи.Законы, договоры, документы, постановления, объявления
Эмоциональная окраска.Научно-популярная лексика, термины.Худ-ные образы, эмоционально-оценочная.Краткая, лаконичная, общественно-политическая.Клише, шаблоны, бланк
Слайд 6
Определите функциональные разновидности языка и сферу их употребления:
1. Женя помолчала и опять спросила:
Оля, а кто такой Тимур?
Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.
2. Тимур (Тамерлан), гг жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.
3. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
4. Юные друзья! Вы являетесь наследниками культуры.
Вам продолжать дело старшего поколения. Будьте достойными преемниками их. Изучайте культуру родного края, собирайте материалы о писателях, художниках, композиторах и других деятелях культуры, которые живут или родились в нашем краю.
Счастливых дорог и новых открытий вам, юные исследователи.
5. Рекомендация
Администрация ОШ № 6 рекомендует Дмитриева Александра Олеговича, окончившего 7 июня 201.. года общеоразовательную школу, для внеконкурсного зачисления в среднее специальное учебное заведение.
Это право Дмитриев А.О. Заслужил своим добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием и личной дисциплинорованностью.
08. 06. 201.. г.
Директор школы Н.А. Серова
Слайд 7
Самостоятельная работа.
Определите стили речи
1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.
5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.
Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.
6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.
- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.
- Что же нужно сделать?
- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.
7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.
8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.
Слайд 8
Д/з. Найдите примеры функциональных разновидностей языка в СМИ