Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мудрый ненецкий народ
Свято в сердце бережёт
Все традиции былые –
Детям их передаёт.
А. А.Арефьева
«Ненецкая кукла – нгухуко»
Автор работы:Вануйто Воттане 6класс.
Руководитель:Вэнго Мальдюне Вэсаковна.
Слайд 2
Ненецкая национальная игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое.
Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.
Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера.
Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие.Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка.
Радость от самодельной куклы хочется вернуть…
Постановка проблемы
Актуальность темы
Происходящие изменения в культуре народов Севера приводят к исчезновению многих традиций. Важно сохранить процесс воспитания детей при помощи традиционных игрушек и игр. Говорят, «то, что ребёнок усваивает в детстве, сохраняется всю жизнь».
Слайд 3
проанализировать роль ненецкой куклы в воспитании детей.
Цель работы:
Гипотеза:
через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.
рассмотреть историю детской самодельной куклы;
рассмотреть историю возникновения куклы нгухуко;
сопоставить русскую и ненецкую куклы;
создать презентацию «Знакомство с традиционной куклой нгухуко».
Задачи работы:
Слайд 4
1. Изучить историю возникновения куклы.
2. Найти общие черты в создании русской и ненецкой куклы.
3. Изучить историю создания ненецкой куклы – нгухуко.
5. Куклы – как один из этапов изучения эволюции ненецкой одежды.
5. Познакомиться с коллекцией школьного музея, с частными коллекциями ненецких кукол.
Этапы исследования:
Результаты представления исследований:
Исследовательская работа направлена на изучение литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коллекционерами ненецких кукол, наблюдение, сбор, систематизацию и анализ полученных результатов, выводы.
В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.
Слайд 5
Кукла – это первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем.
Куклы готовят детей к жизни, развивают их физически и духовно, соответственно возрасту.
А всё начинается с колыбели, которую украшают оберегами в виде шумящих игрушек, пестрых лоскутков, колокольчиков.
В традиционной культуре, согласно древним поверьям, кукла способна творить добро или зло. В русской культуре, как и в ненецкой, игровым куклам намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.
Я узнала:
Слайд 6
История создания кукол нгухуко напрямую связана с духовными представлениями северных народов.
Кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.
Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. Обязанности женщины – это создание теплого места. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы нгухуко.
Нгухуко – название традиционной ненецкой куклы-игрушки.
Она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.
У ненецкой девочки есть целое семейство кукол: папа, мама, бабушка, дедушка и дети.
Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.
Я узнала:
Слайд 7
Создавая чум для кукол, дети помимо этого создают игровой чум на улице.
Каркас сооружают из коротких шестов и хореев, накидывают на него шкуры или куски брезента, приносят туда свои куклы, мешочки для рукоделия и играют там целый день.
В игровом чуме есть и доски для пола, и посуда.
И постельные принадлежности – все, как в настоящем чуме.
На ночь чум для игр разбирают, так как у ненцев существует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.
Кукольный чум.
Слайд 8
Я самостоятельно сшила свою первую куклу.
И пусть эта кукла не является произведением искусства, но у меня появились определенные навыки, свои маленькие секреты.
Использование разнообразных подсобных материалов создало возможность для развития личного творчества, фантазии, поиска нового.
Я поняла, что можно своими руками создавать красивые и неповторимые вещи.
Я научилась, я понимаю:
Слайд 9
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства.
Первый мир, который строит в своей жизни человек – это мир куклы – нгухуко.
Детские игры выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.
Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа.
Выводы:
Слайд 10
Литература:
1.Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988.
2. Няруй В. Н., Сэрпиво Т. Л. Ненцы. Уроки предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
3. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131
4. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994
5. Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г.
6.Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.
7.Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах СибириТрадиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250.
8. Певгова Л.В. Национальные игры народов Севера. Л.,1939.
9. Соловьев Е.И., Березина Т.И. 1989. Игра как один из обязательных компонентов трудового воспитания в крестьянской семье Сибири эпохи капитализма Община и семья в сибирской деревне XVIII – нач.XXв., Новосибирск.
10. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995-336 с.