Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Что такое текст?
Тема и основная мысль текста
Урок-игра по развитию речи
«В редакции Новый учебник»
5 класс
Слайд 2
Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Слайд 3
Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.
Слайд 4
Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Слайд 5
(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.
(4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Слайд 6
Проверь себя
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.
Слайд 7
Это текст? Докажите…
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Слайд 8
Тематическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Слайд 9
Грамматическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
глаголы 1 лица
существительные
Слайд 10
Почему это текст?
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Слайд 11
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
глаголы прошедшего времени
Слайд 12
Докажите, что это текст
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Слайд 13
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
глаголы прошедшего времени
Слайд 14
Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Слайд 15
Определение из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля: «Подлинник, подлинная, буквальная речь писателя».
Определение из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова: «Текст-это всякая записанная речь».
Определение из « Энциклопедии Аванта. Языкознание»: «Текст-это речевая единица, возникающая в результате коммуникации».
Определение из « Большой Советской энциклопедии»: «Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам языка».
Определение из учебника «Культура речи»: «Текст-группа предложений, объединённых единой темой, связанных по смыслу и грамматически».
Слайд 16
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льётся
лужи у крыльца
Чахлая рябина
мокнет под окном
Смотрит деревушка
сереньким пятном.
(А. Плещеев)
Унылая пора
Очей очарованье
Приятна мне твоя
прощальная краса
Люблю я пышное
природы увяданье
В багрец и золото
одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Слайд 17
Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
лужи у крыльца.
Чахлая рябина
мокнет под окном;
Смотрит деревушка
сереньким пятном.
(А. Плещеев)
Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя
прощальная краса,
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Слайд 18
И. Левитан «Золотая осень»
Слайд 19
Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.
В тексте прослеживается идея автора.
Слайд 20
1.( )— Эзоп! Ты же опять принес язык!
— А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти: языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «…». (Ь)
2.( )___Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык.(Д)
3. (___)Послал хозяин Эзопа на базар.(У)
4.( )— Эзоп, при чем здесь это? — недоумевают гости.(Р)
5. ( ) Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесёт с базара самое прекрасное, что есть на свете».(М)
6. ( )Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
— Пусть твой раб пойдет и принесёт самое ужасное, что есть на свете.(С)
7. ( )— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «…….».(О)
8.( )— Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.(Т)
Слово:
Слайд 21
Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба.
Пусть он принесёт с базара самое прекрасное, что есть на свете».
Послал хозяин Эзопа на базар.
Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык.
— Эзоп, при чем здесь это? — недоумевают гости.
— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
— Пусть твой раб пойдет и принесёт самое ужасное, что есть на свете.
— Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
— Эзоп! Ты же опять принес язык!
— А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти: языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Слайд 23
Использованные материалы:
www. artlib.ru
Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.
Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31.
Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.
Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Слайды 7–14 данной презентации созданы Лосевой Е.Л.
Слайд 24
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Лосева Е.Л. Учитель МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»