Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Духовная жизнь общества
Слайд 2
Духовная жизнь
Это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых
Слайд 3
Духовная жизнь общества
Или Духовная сфера жизни общества охватывает
Науку
Нравственность
Религию
Философию
Искусство
Научные учреждения
Учреждения культуры
Соответствующую деятельность людей
Слайд 4
Духовная жизнь общества
Духовно теоретическая
Духовно практическая
Слайд 5
Духовно теоретическая деятельность
производство духовных благ и ценностей
Мысли
идеи,
теории,
идеалы,
художественные образы
Слайд 6
Духовно теоретическая деятельность
Принимает форму научных и художественных произведений
Слайд 7
Духовно практическая деятельность
Слайд 8
Духовно практическая деятельность
Сохранение
Воспроизведение
Распространение
Распределение
Потребление
созданных духовных ценностей
Слайд 9
Духовно практическая деятельность
Её результат –изменение сознания людей
Слайд 10
Духовный мир личности
Знания
Веру
Потребности
Способности
Стремления людей
Сфера человеческих эмоций и переживаний
Слайд 11
Духовное производство
— это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей.
Слайд 12
Духовное производство
осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).
Слайд 13
Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители».
Слайд 14
Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п.
Слайд 15
При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и больше новых духовных запросов людей
Слайд 16
Духовное потребление
— процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.
Слайд 17
В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают.
Слайд 18
Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности.
Слайд 19
Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.
Слайд 20
Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями умениями ценностями т.е культурой
Слайд 21
Культура. Подходы к понятию
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПОДХОД (В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ)
это способы обработки земли
Слайд 22
Культура. Подходы к понятию
САМЫЙ ШИРОКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
это все результаты преобразовательной деятельности человека, совокупность всех его достижений в развитии материальной и духовной жизни общества (то есть все, кроме природы)
Слайд 23
Культура. Подходы к понятию
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
это результаты только творческой деятельности (произведения искусства)
Слайд 24
Культура. Подходы к понятию ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД
это поведение и результаты деятельности, в которых реализуются общечеловеческие духовные ценности; которые соответствуют общепринятым моральным нормам, формируют положительные качества, не унижают достоинство личности (например, культура поведения; высокохудожественные произведения, воспитывающие добродетели человека)
Слайд 25
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
регулирует поведение человека, направляя его на практическую реализацию общечеловеческих духовных ценностей
Слайд 26
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
формирует у человека духовность, нравственность, представления о
достижениях мировой и национальной культуры
Слайд 27
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ИНТЕГРАТИВНАЯ
объединяет людей, способствует целостности общества)
Слайд 29
ПО ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА,
КИЧ культура
Поп культура
Слайд 30
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
связана с современными средствами массовой информации,
носит зрелищный,
демократический,
коммерческий характер,
Слайд 31
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ее понимание не требует специальных знаний
Примеры:
эстрадная музыка
реклама
фильмы ужасов
боевики, другие развлекательные фильмы)
Слайд 32
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
часто оценивается в отрицательном смысле, так как навязывает человеку определенный образ мышления и выражения
Слайд 33
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
при ее потреблении человек перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливается с ней
Слайд 34
Массовая культура
Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Возникла в середине ХХ века
= поп-культура, китч, развлекательное искусство
Слайд 35
Появилась в индустриальную эпоху
Слайд 36
Разновидности массовой культуры
Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
Слайд 37
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Заимствует ценности у элитарной культуры и между ними нет противоречий
Слайд 38
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
сложная для понимания культура
носит некоммерческий характер
Слайд 39
Элитарная (высокая) культура
Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
фр. elite – лучшее, избранное
Слайд 40
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
рассчитана на узкий круг лиц,
имеющих специальные знания
Примеры:
классическая музыка,
фильмы Феллини, Тарковского,
картины Пикассо, книги Кафки)
Слайд 41
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИИ
преемственность, опора на культурное наследие, созданное на протяжении жизни многих поколений (музыкальный язык, художественные произведения)
Слайд 42
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
НОВАТОРСТВО
художественное творчество, создание новых произведений
Слайд 43
ПО СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
отражает особенности национального самосознания отдельной нации
(национальные костюмы, блюда, национальный язык, менталитет нации)
Слайд 44
ПО СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
формируется в результате взаимодействия национальных культур, включает достижения всего человечества, ценности массовой культуры
Слайд 45
ПО ПРИЗНАНИЮ ОБЩЕСТВОМ
ОФИЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
имеет официальное признание, поддерживается большей частью населения
Слайд 46
ПО ПРИЗНАНИЮ ОБЩЕСТВОМ
КОНТРКУЛЬТУРА
противостоит официальной культуре, не признается ею (рок в 60-80-е гг. XX вв.; движение «хиппи», «панков» во второй половине XX века)
Слайд 47
ПО РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ГОСПОДСТВУЮЩАЯ КУЛЬТУРА
характеризует исторически определенный уровень развития общества, является основой для выделения типа цивилизации (античная культура, культура западной цивилизации и т.п.)
Слайд 48
ПО РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СУБКУЛЬТУРА
это автономное целостное образование внутри господствующей культуры носителями которого , является
определенная группа (молодежная субкультура, национальная субкультура)
Слайд 49
Материальная и духовная культура
Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками
Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.
результат – вещи (артефакты)
результат – символы
Слайд 50
По объекту. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
это вещи, имущество, которые создаются в процессе материального производства и не связаны неразрывно с личностью создавшего их работника (станки, здания, товары, служащие удовлетворению материальных потребностей)
Слайд 51
По объекту
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
это духовные ценности, которые создаются в процессе духовного производства; неразрывно связаны с автором, его стремлением к самореализации; направлены на
удовлетворение духовных потребностей
Слайд 52
По объекту
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
основана на народном фольклоре, включает работы анонимных творцов былины,
эпос,
обрядовые танцы,
анекдоты
Слайд 53
Народная культура (фольклор)
Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
В ней отражается менталитет народа.
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Слайд 54
По объекту
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА
складывается в последние десятилетия
на основе синтеза компьютера и видеотехники,
использования компьютерной графики (компьютерные игры, интернет-сайты)
Слайд 55
4.3.2.
Контркультура - субкультура противостоящая официальной (господствующей) культуре
- абсолютизируется новаторство (абстрактная живопись, русский авангард, рок-музыка – «музыка новых левых»)
- становится частью культуры
Антикультура - варварство, вандализм
Социокультурная сфера – ведущая сфера развития общества
Функции сферы:
трансляционная
селекционная
инновационная
Все культурные формы взаимосвязаны!
Идеал – диалог различных культур!
55
Слайд 56
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЗАИЧНОСТЬ
многообразие видов и направлений
Слайд 57
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РАЗМЫТОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ
национальная идея является объединяющим началом великих культур; а ее отсутствие не способствует интеграции общества
Слайд 58
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РАЗНИЦА В КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СТОЛИЦ И ПРОВИНЦИИ
уровень доступности к ценностям культуры, информации о культуре в провинции значительно ниже, чем в столицах
Слайд 59
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 60
НИЗКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ
отставание в технической оснащенности, характерное для отечественной культуры, препятствует освоению новых технологий в культуре (например, Интернета,
компьютерных технологий)
Слайд 61
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОБЩЕСТВА (БЕЗДУХОВНОСТЬ, МАНКУРТИЗМ)
Слайд 62
ориентация на обладание все большим количеством материальных ценностей, развитие сферы услуг, потребление ценностей массовой культуры ведут к тому, что подлинные духовные ценности отодвигаются на второй план, не усваиваются
Слайд 63
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
засилье американских боевиков, фильмов ужасов, эротической продукции формирует потребительское отношение к жизни и ведет к разрушению традиционных ценностей национальной культуры
Слайд 64
НЕДОСТАТОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВОМ
Слайд 65
финансирование культуры из государственного бюджета по «остаточному принципу» ведет к тому, что многие направления национальной, народной культуры, не приносящие прибыль, прекращают существование; поврежденные культурные ценности не восстанавливаются; не закупаются в необходимом объеме литература, другие произведения духовной культуры