Презентация - Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 34
  • Просмотров: 4738
  • Скачиваний: 2256
  • Размер: 0.61 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 1

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг.

Слайд 2

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 2
Начало «оттепели»
Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу.

Слайд 3

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 3
Изменения в духовной жизни:
Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.

Слайд 4

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 4
Изменения в духовной жизни:
Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Возобновление связей с зарубежными странами.

Слайд 5

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 5
Литература
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Слайд 6

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 6
Обновленческое направление в литературе.
Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе-обновленчество.

Слайд 7

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 7
Эренбург Илья Гиршевич (Григорьевич) (15.01.1891, Киев - 31.08.1967, Москва).
публицист и общественный деятель, дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1948). В 1955 г. была опубликована вызвавшая полемику повесть Эренбурга «Оттепель». Повесть дала название целому периоду в жизни СССР. Наиболее значительное произведение писателя — мемуары «Люди, годы, жизнь» (1965 г.). Но лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью (в издании 1965 г. выпущена глава о смерти А. Фадеева).

Слайд 8

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 8
Ф.И. Панферов (1896–1960)
Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир», 1945–1947; «В стране поверженных», 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии «Волга-матушка река», обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье, 1958; Во имя молодого, 1960). Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии» .

Слайд 9

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 9
Основные черты произведений о прошедшей войне.
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»).

Слайд 10

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 10
Основные черты произведений о прошедшей войне.
Эммануил Генрихович Казакевич (1913 - 1962) Русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть «Синяя тетрадь» (1961) отразила стремление обрести в образе В. И. Ленина новый общественный идеал после крушения сталинизма(соотношение революции и нравственности) Гос. пр. СССР (1948, 1950).

Слайд 11

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 11
Музыка.
В 1958 г.сняты обвинения с выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. Начинают свою творческую деятельность молодые композиторы – А.П.Петров, А.Г.Шнитке,А.Н.Пахмутова и др.

Слайд 12

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 12
Музыка.
Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим.

Слайд 13

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 13
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра. Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. Среди почти четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: Песня о тревожной молодости; Геологи; Главное, ребята, сердцем не стареть!; Нежность; Трус не играет в хоккей; Команда молодости нашей, До свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80); И вновь продолжается бой, Мелодия; Надежда; Нам не жить друг без друга; и многие другие.

Слайд 14

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 14
Живопись и скульптура.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).

Слайд 15

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 15
Живопись и скульптура.
Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Слайд 16

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 16
Живопись и скульптура.
Серге́й Тимофе́евич Конёнков (10 июля1874— 9 декабря 1971) — знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР.
Нищая Братия, 1917
Купальщица, 1917
Кора, 1912

Слайд 17

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 17

Творчество Т.Т.Салахова : «Ремонтники», «Портрет матери.Ожидание», Портрет композитора Кара Караева.

Слайд 18

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 18
Творчество А.А. Пластова.
Мама
Полдень

Слайд 19

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 19
Кинематограф.
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

Слайд 20

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 20
Кинематограф.
Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28).12.1903, Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1939. В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.).

Слайд 21

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 21
Кадр из к/ф «Летят журавли».

Слайд 22

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 22
«Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов.
За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой.
По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Слайд 23

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 23
Творчество Г.Н.Чухрая.
В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение. Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда.

Слайд 24

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 24
«Застава Ильича» Марлена Хуциева — ключевой фильм «шестидесятничества»
Хуциев еще в пору оттепели вышел на передовую линию молодой режиссуры своими двумя фильмами "Весна на Заречной улице" (1956) и "Два Федора" (1959)

Слайд 25

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 25
Сергей, Колька Фокин, Славка — три товарища, три друга детства, ребята с нашего двора. Тот юноша-солдат, что вернулся в родной дом, образцовый "простой советский человек" (работает на ТЭЦ, учится в вечернем институте, ведет общественную работу, обладает отличным здоровьем и приятным лицом), словом, рядовой "герой-современник" Сергей начинает наблюдать, искать, задумываться о смысле жизни. Одна из тем фильма — созревание гражданского чувства, невозможного без критицизма. Смело и вольно допущенная в кадр со всеми случайностями и прихотями действительность, конечно, отобрана, просвечена у Хуциева. "Заставу Ильича" можно считать эмблемой, художественным итогом "веселых шестидесятых". Речь идет, в частности, о теме нетленности революционного идеала, вновь ненадолго засиявшего людям той поры.

Слайд 26

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 26
«Судьба человека». Сергей Бондарчук. Андрей Соколов.
В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший — Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа".

Слайд 27

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 27
Как известно, советский солдат, попавший в плен неважно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. "Судьба человека" получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами (в том числе Большой Золотой приз Первого Московского международного кинофестиваля, 1959), способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.

Слайд 28

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 28
Творчество А.А.Тарковского
После великих картин о войне и их силы, правды, гнева и любви, после эпохального триптиха "Журавлей", "Баллады о солдате" и "Судьбы человека", после антифашистского цикла европейского кино 1940–1950-х, где и "Рим — открытый город" Роберто Росселлини и "Хиросима, моя любовь" Алена Рене, и "Канал" и "Пепел и алмаз" Анджея Вайды "Иваново детство" стало еще одним художественным открытием. Война здесь показана как гибельное искажение натуры, омертвение души, царство смерти.

Слайд 29

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 29

Режиссёр: Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Николай Гринько, С. Крылов, Дмитрий Милютенко, Валентина Малявина, И. Тарковская, Андрей Кончаловский , Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера Митурич  «Фильм режиссера А.А. Тарковского «Иваново детство» поставлен по рассказу В. Богомолова «Иван».
Рассказ написан от лица молодого лейтенанта-героя... и содержит несколько случайных встреч с Иваном — двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»...Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана»...

Слайд 30

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 30
Система идеологического контроля
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом.

Слайд 31

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 31
Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР.
В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.

Слайд 32

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 32
«Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать» .

Слайд 33

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 33
Реакция общества.
В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Слайд 34

Духовная жизнь советского общества в 1953-1964 гг, слайд 34
Вывод.
В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.