Презентация - Человек в обществе. Духовная Культура

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Человек в обществе. Духовная Культура
Распечатать
  • Уникальность: 85%
  • Слайдов: 122
  • Просмотров: 663
  • Скачиваний: 74
  • Размер: 11.39 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 1
Подготовка к ЕГЭ 2024 1.Человек в обществе. Духовная культура / Введение в социальную психологию. Введение в социальную философию/ часть 1 1.1-1.9, 1.13 (наука)

Слайд 2

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 2
Вопросы кодификатора 1.1Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности интересы 1.2 Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение 1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека 1.4 Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды 1.5 Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина 1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества 1.7 Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

Слайд 3

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 3
1.8 Многообразие путей и форм общественного развития. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникаций 1.9 Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. 1.10 Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества 1.11 Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур 1.12 Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Нравственность. Этика и этические нормы. Гражданственность. Патриотизм

Слайд 4

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 4
1.13 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации 1.14 Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг 1.15 Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести 1.16 Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства

Слайд 5

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 5
1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности интересы

Слайд 6

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 6

Слайд 7

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 7

Слайд 8

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 8
Человек – биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на земле
Социальная сущность человека проявляется в способности творчески трудиться, мыслить, говорить, связана с обществом. Сознание, разум, свобода и ответственность Человек становиться человеком лишь в обществе с другими
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Например – мышечная, кровеносная и др. системы. Эти св-ва жестко не запрограммированы(приспособление к различным условиям существования)

Слайд 9

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 9

Слайд 10

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 10
Человек
Индивид (лат. Неделимый) – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств. Ивану 20 лет. Высокий молодой человек с голубыми глазами и русыми волосами..Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивает его непохожесть на других людей. Индивидуальность человека проявляется в темпераменте, характере, в специфике интересов, потребностей и внешнем облике..Личность (лат. особа) – это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. - Сергей оказал помощь тонущему в пруду мальчику.

Слайд 11

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 11

Слайд 12

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 12

Слайд 13

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 13
3.6

Слайд 14

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 14

Слайд 15

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 15

Слайд 16

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 16

Слайд 17

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 17

Слайд 18

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 18
задания
Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. У Галины светлые волосы и карие глаза. 2. Галина добрая и отзывчивая. 3. Галина - внешне привлекательная девушка. 4. Рост Галины ниже среднего. 5. Галина - честный человек. 6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Слайд 19

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 19
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки индивида. 1) нейродинамика; 2) задатки; 3) ценности; 4) биологические потребности; 5) мировоззрение; 6) возраст; 7) эмоции
Ответ 35
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека. 1) потребность в самоуважении; 2) потребность в безопасности своего существования; 3) потребность в общении; 4) потребность в отдыхе; 5) потребность в самовыражении; 6) потребность в служебном росте
Ответ 24

Слайд 20

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 20
Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.   1)  Процесс социализации продолжается всю жизнь. 2)  Социологи различают первичную и вторичную социализацию. 3)  Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья. 4)  Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других. 5)  Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.
Ответ: 125.

Слайд 21

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 21
задание 25 1.Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1)  Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации ребёнка. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.) 2)  Какие социальные институты являются агентами целенаправленной социализации подрастающего поколения в Российской Федерации? (Назовите любые три социальных института.) 3)  Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по целенаправленной социализации подрастающего поколения. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)

Слайд 22

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 22
1. Стихийная социализация: ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как жизнь человеческого существа, члена человеческого сообщества и усваивает социальный опыт самостоятельно, прямо из «потока» жизни. Причем он не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает со­циальный опыт. В стихийном механизме ребенка социализируют традиции этноса, уклад и стиль жизни семьи, ролевые отношения и зависимости в рефе­рентной группе. 2. Целенаправленная социализация предполагает предъявление человеку нор­мативного, специально отобранного (в соответствии с культурой общества, его социально-экономической организацией, идеологией, политическими целя­ми) социального опыта. Так социализируют современного человека средства массовой информации, особенно телевидение, шоу-бизнес. Целенаправленная социализация реализуется в организованной системе воспитания и обучения детей и молодежи. Здесь специально отобранный со­циальный опыт заключен в содержание обучения, в книги для чтения, в игры, досуговые мероприятия, творческие дела и специальные воспитательные си­туации. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт следующими путями: □ в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд со­циальной информации, умений и навыков; □ в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных со­циальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; □ в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Слайд 23

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 23
Ответ: 1.. Необходимость целенаправленной социализации подрастающего поколения заключается в том, что благодаря такой социализации индивид превращается в личность. Именно благодаря социализации человек формирует свое мировоззрение, взгляды, ориентиры и жизненные ценности. Целенаправленная социализация позволяет человеку полноценно усвоить все нормы и правила поведения в обществе, что снизит риск девиантного поведения и применения в отношении его негативных санкций.  2) Агенты целенаправленной социализации: 1. Семья. .2. школа 3СМИ 3.Примеры, иллюстрирующие социализирующее воздействие агента на индивида: 1. Семья. Перед посещением цирка папа объяснил шестилетней Маше, что во время представления нельзя бегать, громко кричать и мешать другим зрителям. Маша стала вести себя тихо. (Усвоение правил поведения в общественном месте). 2. Школа. Алевтина вместе со своим классом участвует в экологическом проекте школы по раздельному сбору мусора. В совместной работе ребята нашли способы, как оптимально распределить обязанности, контролировать результаты деятельности своих товарищей, как выбирать и слушаться лидеров. (Усвоение навыков коллективной работы). 3. СМИ. Миша посмотрел по телевидению программу про животных, и решил стать ветеринаром, когда вырастет, а также понял, что животных нельзя обижать.

Слайд 24

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 24
1.2 Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение
задание 24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 25

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 25

Слайд 26

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 26
Мировоззрение
Система взглядов на мир в целом и на место человека в этом мире Мировоззрение носит исторический характер, оно связано с проблемами эпохи
обыденное.религиозное.научное
Связано с практической деятельностью, формируется стихийно, не учитывает опыт других людей..В основе лежат религиозные идеи, связано с мировым культурным наследием, опирается на духовные потребности человека..Включает научную картину мира, но не определяет место человека в обществе.
Влияние мировоззрения на деятельность
Возвышает значение деятельности, дает ориентиры, формулирует цели.
Облегчает понимание общечеловеческих ценностей.

Слайд 27

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 27

Слайд 28

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 28

Слайд 29

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 29

Слайд 30

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 30

Слайд 31

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 31

Слайд 32

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 32

Слайд 33

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 33
задания
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В мировоззрении переплетены знания, ценности и программы действия. 2) На конкретно образном уровне мировоззрения формируется миропонимание. 3) Мировоззрение имеет эмоционально психологическую сторону. 4) В основе сознательно формируемого мировоззрения лежат наука и философия. 5) У отдельного человека становление мировоззрения всегда происходит стихийно
Ответ 134

Слайд 34

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 34
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. Мировоззрение всегда объективно. В мировоззрении может проявляться догматизм и скептицизм. Научное мировоззрение всегда формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека. Мировоззрение включает в себя систему ценностей и идеалов личности. Мировоззрение может формироваться стихийно и осознанно. Ответ 245

Слайд 35

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 35
задание 24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1.  Понятие «мировоззрение». 2.  Структура мировоззрения: а)  знания; б)  принципы; в)  убеждения; г)  духовные ценности и т. д. 3.  Пути формирования мировоззрения: а)  стихийное; б)  осознанное. 4.  Основные виды мировоззрения: а)  мифологическое; б)  религиозное; в)  философское; г)  научное. 5.  Роль мировоззрения в жизни человека. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Слайд 36

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 36
1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

Слайд 37

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 37
Деятельность – это форма взаимодействия человека с окружающей средой
Деятельность – это активность кого-либо (чего-либо «вулканическая») - это занятие человека ( узкое понятие)
Характер деятельности.Отличие от поведения животных
сознательный.Выдвигает цели, предвидит результаты
продуктивный.Направлен на создание полезного продукта
орудийный.Создание и использование орудий труда
преобразующий.Изменение окружающего мира и самого человека
общественный.Разнообразные отношения с другими людьми

Слайд 38

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 38
Структура деятельности
Мотив- то что побуждает к деятельности Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность Средства – все, что используется ради достижения цели Действий- сам процесс Результат – материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные отношения, знания и умения людей Субъект – тот кто осуществляет деятельность (человек, коллектив) Объект – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека) М-Ц-С-Д-Р+С-О

Слайд 39

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 39
Мотив
То что побуждает человека к деятельности. Интерес Потребности Социальные установки Убеждения Влечения 1 точка зрения, мотив структурный элемент деятельности 2 точка зрения, побудитель деятельности

Слайд 40

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 40
Человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей
естественные.социальные.идеальные
Пища, воздух, сон, жилище.Социальная активность, общение, признание в обществе.Самовыражение, знания, культурные ценности
Выделяют ещё: экзистенциональные –в безопасности своего существования.

Слайд 41

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 41
Виды деятельности
По объектам и результатам: материальная ( материальные ценности), духовная (идеи, художественные ценности) В зависимости от общественных сфер: экономическая, политическая, социальная, духовная Процесс становления человеческой личности: игровая, учебная, трудовая

Слайд 42

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 42

Слайд 43

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 43

Слайд 44

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 44

Слайд 45

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 45

Слайд 46

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 46
Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. навыки 2. мотивы 3. цель 4. способности 5. результаты 6. знания

Слайд 47

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 47
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер. 2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами. 3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени. 4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями. 5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Слайд 48

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 48
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.   1.  Нацеленность на получение знания, нового для всего человечества. 2.  Нацеленность на развитие собственных волевых качеств. 3.  Нацеленность на приобретение новых знаний. 4.  Нацеленность на развитие физических возможностей. 5.  Нацеленность на овладение определенными умениями. 6.  Нацеленность на приобщение к опыту человечества.
Ответ: 356.

Слайд 49

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 49
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например: 1)  игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2)  учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые). Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

Слайд 50

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 50
1.4 Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды
Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?
Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира); Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата); Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение; потребность учиться

Слайд 51

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 51

Слайд 52

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 52
Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины
.Оптимисты - да.Пессимисты - нет
Может ли человек постичь сущность вещей? Достоверны ли знания о мире?.Гносеологический подход: Ясность научной мысли Общая значимость результата Человек не может существовать без знаний.Сущность вещей скрыта за внешними проявлениями. Агностики Д. Юм «природа держит нас на почтительном расстоянии» Конвенционализм – научные теории являются соглашениями между учёными Релятивисты – все явления мира абсолютно изменчивы. Это не позволяет человеку получать достоверные знания о мире
Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Слайд 53

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 53

Слайд 54

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 54
Уровни познания
Формы чувственного познания Ощущение – отражение отдельных свойств и признаков предметов, процессов (песок сыпучий) Восприятие – целостное отражение предметов во многообразии свойств (песок сыпучий, светлый тяжёлый) Представление – чувственный образ предметов, явлений сохраняемый в сознании, без их непосредственного воздействия ( возможность описать когда-то увиденное явление)
Формы рационального познания : Понятие – мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (банан-это желтый фрукт) Суждение – мысль утверждающая или отрицающая об объектах познания (все бананы, есть фрукты, но не все фрукты бананы) Умозаключение – рассуждение в ходе которых выводится новое рассуждение (фрукты- съедобны, банан- фрукт, банан-съедобен)

Слайд 55

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 55
Особенности чувственного и рационального познания
Рационалисты отдавали предпочтение разуму. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Абстрактность и обобщенность
Эмпирики (сенсуалисты) – главную роль отводили чувственному опыту. Это канал, через который человек связан с внешним миром. Воспроизведение внешних сторон и свойств объекта(наглядность и предметность)
Между чувственным и рациональным познанием имеется связь, одно развивает другое. Например: ребенок, познавая мир, формирует умственные способности.

Слайд 56

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 56
Уровни научного познания
Теоретический – имеет дело с логической моделью изучаемого объекта. Основное содержание теоретического знания – понятия , гипотезы, законы, принципы. Формы – мысленный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.
Эмпирический – изучает объект доступный наблюдению, исследователь взаимодействует с объектом с помощью приборов. Например, астроном изучает небесные тела с помощью телескопа. Формы – наблюдение, описание, эксперимент.

Слайд 57

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 57

Слайд 58

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 58

Слайд 59

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 59

Слайд 60

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 60

Слайд 61

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 61

Слайд 62

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 62

Способы мышления

Слайд 63

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 63
Задание Врач Р., поставив определённый диагноз пациенту, опираясь на знание общих закономерностей протекания данной болезни, делает вывод о том, как надо лечить конкретного больного. Какой метод получения нового знания иллюстрирует предлагаемый пример? Какой метод получения нового знания может быть противопоставлен указан ному? Используя обществоведческие знания, раскройте его сущность
ответ Предлагаемый пример иллюстрирует дедукцию (от общего к частному). Индукция может быть противопоставлена дедукции. Индукция представляет собой метод получения нового знания, характеризующийся переходом от отдельных фактов к общим положения

Слайд 64

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 64
1.13 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Слайд 65

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 65

Слайд 66

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 66

Слайд 67

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 67
Научное познание
- связано с рациональным мышлением, основано на законах логики; - объективность добываемого знания; - системность знаний; - выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем; - доказательность, опытная проверяемость полученных знаний; - достоверное обобщение полученных фактов.

Слайд 68

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 68

Слайд 69

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 69

Слайд 70

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 70
Познавательное задание
Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого. Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Слайд 71

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 71
Задание 18.сформулировать 3 признака понятия
Человек как биосоциальное существо Личность Сознание Способности человека Мировоззрение Социальное познание Учение как деятельность Общение как деятельность Труд как деятельность Игра как вид деятельности Мышление Потребности Свобода Ответственность Социальные ценности

Слайд 72

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 72
Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры. под которыми указаны эти факты. 1. Школьники сформулировали и обосновали выводы. 2. Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений. 3. Школьники выдвинули гипотезу исследования. 4. Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты. 5. Школьники описывали наблюдаемые явления. 6. В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.

Слайд 73

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 73
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны. 1. опора на данные наблюдений 2. экспериментальное подтверждение выводов 3. учет накопленного опыта 4. использование форм рационального познания 5. разработка обоснованных теорий 6. применение строго определенных понятий

Слайд 74

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 74
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. 2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете. 3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны. 4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. 5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Слайд 75

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 75
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. 2. Особенностью научного познания является создание художественного образа мира. 3. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений. 4. Особенностью научного познания является проверяемость и воспроизводимость знаний. 5. Компонентом научного знания являются нравственные оценки социальных явлений.

Слайд 76

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 76
25 задание 1.Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
С одной стороны, на теоретическом уровне в научных теориях и законах обобщаются данные, полученные эмпирическим путем. С другой стороны, на эмпирическом уровне происходит проверка гипотез и подтверждение (или наоборот, опровержение) уже существующих теорий с помощью экспериментов, наблюдений и других эмпирических методов научного познания
2) Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.)
1. Эксперимент. 2. Классификация. 3. Наблюдение.
3) Для каждого из указанных в пункте 2 методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)

Слайд 77

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 77
3) Примеры, иллюстрирующие применение методов в конкретной науке. 1. Эксперимент. Один из первых экспериментов в истории физики провел Галилео Галилей: он сбросил с Пизанской башни два металлических шара разной массы и установил, что они упали одновременно. Таким образом он опровергнул теорию Аристотеля, который утверждал, что скорость падения зависит от массы тела. 2. Классификация. Благодаря применению этого метода Д.И. Менделеев создал свою периодическую систему химических элементов. В основу классификации он положил зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра. 3. Наблюдение. Датский астроном Тихо Браге впервые в Европе стал проводить высокоточные, длительные и систематические астрономические наблюдения. Обобщив данные, полученные в обсерватории Тихо Браге, Иоганн Кеплер смог сформулировать законы движения планет.

Слайд 78

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 78
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.   1.  Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. 2.  Наблюдение  — одна из форм рационального познания. 3.  Одной из форм рационального познания является понятие. 4.  К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение. 5.  На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов.
Ответ: 345.

Слайд 79

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 79
1.5 Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина

Слайд 80

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 80

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Слайд 81

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 81
Истина
Относительная истина – ограниченное верное знание о чем-либо Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о сложном объекте Относительное знание определяется рядом причин: Мир бесконечен и изменчив. «Все течёт, всё изменяется» Возможности познания зависят от исторических условий и уровня развития производства.

Слайд 82

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 82

Слайд 83

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 83
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту. 2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта. 3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания. 4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания. 5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

Слайд 84

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 84
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Вне мышления познающего субъекта существует пласт знаний, содержащий в себе объективную истину. 2) Достижение истины является целью научного познания. 3) Выявить истину можно лишь при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. 4) Истина несёт в себе определённые искажения со стороны субъекта. 5) Истина определяется самим познаваемым объектом
Ответ 235

Слайд 85

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 85
1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества

Слайд 86

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 86
составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
1)  Понятие общество в широком смысле. 2)  Характерные черты общества как системы :а)  наличие подсистем; б)  взаимосвязь элементов; в)  взаимовлияние элементов. 3)  Основные элементы общества как системы: а)  сферы общественной жизни (политическая, экономическая, духовная и др.); б)  социальные институты; в)  социальные группы и общности. 4)  Признаки общества как системы а)  динамичность; б)  сложноорганизованность; в)  открытость и т. д. 5)  Направления динамики общества а)  прогресс; б)  регресс. 6)  Критерии общественного прогресса : а)  развитие науки и техники; б)  развитие производительных сил;в)  гуманистические критерии и др 7)  Функции общества как системы:а)  производство и распределение экономических благ;б)  репродукция и социализация людей;в)  контроль и управление людьми и т .д.

Слайд 87

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 87

Слайд 88

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 88

Слайд 89

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 89

Слайд 90

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 90

Слайд 91

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 91

Слайд 92

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 92
.
Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Социальные институты.Сферы жизни общества
А) государство.1) социальная
Б) образование.2) политическая
В) наука.
Г) полиция.
Д) избирательная система.

Слайд 93

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 93
Выберите верные суждения об обществе. 1. Общество в широком смысле означает весь окружающий человека мир. 2. Общество является динамической системой, так как находится в состоянии постоянного развития. 3. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. 4. Развитие общества происходит от менее совершенного к более совершенному. 5. Общество включает в себя ограниченное количество способов и форм взаимодействия людей.

Слайд 94

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 94
1.7 Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

Слайд 95

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 95
Социальные институты
Социальный институт связан с деятельностью человека и направлен на удовлетворение основных потребностей Основные формы социальных институтов сложились историческим образом и регулируется нормами и обычаями
Потребности (функции).Виды деятельности.Социальные институты
Воспроизводство рода.Семейно-бытовая.Семья и брак
Безопасность и порядок.Политическая, государственная.Политические институты, в том числе государство
Средства существования.Экономическая деятельность.Производство, торговля
Получение знаний, социализация порастающего поколения.Научная, воспитательная образовательная.Научные институты, школа, учреждения культуры
Решение духовных проблем, смысла жизни.Религиозная.Институты религии

Слайд 96

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 96
Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры. 1. В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир. 2. В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3. Общество является самоорганизующейся системой. 4. Динамичность социальных институтов общества проявляется в их обособленности от природы. 5. Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

Слайд 97

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 97
В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки. 1. внедряются компьютерные технологии 2. формируется класс промышленных рабочих 3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества 4. существует разделение труда 5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство 6. происходит концентрация производства

Слайд 98

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 98
1.8 Многообразие путей и форм общественного развития. Типы обществ. Постиндустриальное(информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникаций

Слайд 99

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 99

Слайд 100

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 100

Слайд 101

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 101

Информационное общество – общество, развивающееся на основе информационных потоков и ресурсов, общество, в котором ценность всех ресурсов определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса. Отличительные стороны и особенности этого общества: информационная открытость; технологичность; интеллектуальность; компьютеризация; коммуникативность; безопасность; гибкость и самоорганизация.

Слайд 102

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 102

Слайд 103

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 103

Слайд 104

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 104

Слайд 105

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 105
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1)  Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился; 2)  ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи; 3)  Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Слайд 106

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 106

Слайд 107

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 107
Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1)  Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны; 2)  Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести до телезрителей / читателей свои политические программы; 3)  Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

Слайд 108

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 108
Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость. 2. Основной фактор производства индустриального общества - земля. 3. Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям. 4. Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями. 5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

Слайд 109

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 109
1.9 Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Слайд 110

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 110

Слайд 111

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 111

Слайд 112

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 112

Слайд 113

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 113
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс»:  1.  реформа;2.  эволюция;3.  революция;4.  застой;5.  скачок;6.  спад.
Застой  — стояние, спад  — движение в обратном направлении, то есть регресс.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику:  1.  прогресс;2.  структура;3.  эволюция;4.  реформа;5.  спад;6.  стратификация.
Социальная динамика  — движение, изменение и развитие общества. Существуют разные направления (прогресс и регресс), формы и типы социальной динамики (революция и эволюция).Реформа  — изменение, преобразование в какой-либо социальной сфере, исходящее от власти. 26

Слайд 114

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 114
№1. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны. существенные преобразования, вводимые законным путём смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов крупные преобразования, проводимые по инициативе властей масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества №2. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрирует противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны. увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий отмена смертной казни в результате гуманизации общества рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники
Ответы: 1 - 145; 2 - 456

Слайд 115

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 115

Слайд 116

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 116

Слайд 117

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 117

Слайд 118

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 118

Слайд 119

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 119

Слайд 120

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 120

Слайд 121

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 121
25 задание 1) Обоснуйте оценку глобализации как противоречивого процесса. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие проблемы относят к глобальным? (Назовите любые три глобальные проблемы.) 3) Для каждой из проблем, названных в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему действия нашего государства, общества, гражданина, направленные на смягчение последствий / возможное устранение причин глобальных проблем. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

Слайд 122

Человек в обществе. Духовная Культура, слайд 122
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.