Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«О, есть неповторимые слова...» (Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка)
9 КЛАСС
Слайд 2
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В процессе комплексной работы с текстом может решаться одна из важных задач — формирование культурведческой компетенции учащихся. С этой целью можно использовать тексты разных стилей (как художественные, так и публицистические, научно-популярные), содержание которых помогает учащимся осмыслить, что такое культура, увидеть, как живут слова в тех «безукоризненных образцах» (Л. В. Щерба), какими являются произведения словесного искусства.
Обращение к поэтическому творчеству А. А. Ахматовой, к воспоминаниям о ней полезно не только для учащихся XI класса (когда на уроках литературы изучается ее творчество), но и на более ранних этапах обучения русскому языку, на уроках словесности.
Задания к текстам, предлагаемые нами, носят комплексный характер и дают возможность вести целенаправленную работу по развитию речи учащихся, по повторению, обобщению и систематизации изученного (по фонетике, лексике, грамматике, по орфографии и пунктуации).
Слайд 3
• Запишите отрывок из статьи, посвященной А. Ахматовой. Определите основную мысль текста.
... Ее стихи сотворены, а не сочинены.
Сказанным предопределяется безразличное отношение Ахматовой к внешним поэтическим канонам. Наблюдение над формою ее стихов внушает уверенность в глубоком усвоении ею и всех формальных завоеваний новейшей поэзии, и всей чуткости к бесценному наследству действенных поэтических усилий прошлого. Средства, новые ли, старые ли, берутся ею те, которые непосредственнее трогают в душе нужную по развитию стихотворения струну.
... Ахматовские стихи волнуют очень сильно, и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями, возбудившими к деятельности творческую способность.
(Н. В. Недоброво).
1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи между предложениями.
2. Как вы понимаете первое предложение?
3. Укажите ключевые слова.
4. Объясните значение слов канон, формальный.
5. Какие антонимы используются в тексте?
6. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синтаксические синонимы. Составьте схему сложного предложения.
7. Произведите разбор словосочетании: творческая способность, внушает уверенность, очень сильно, новейшая поэзия.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Объясните знаки препинания.
10. Выполните разные виды разбора.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению.
• Статью Н. В. Недоброво (1915 г.) Ахматова считала до конца своих дней «лучшим из всего, что о ней было когда-либо написано». Используйте цитату из статьи поэта и критика Недоброво в качестве начала своего сочинения, посвященного анализу одного из стихотворений Ахматовой.
Слайд 4
• Зрительный диктант.
С самолёта
На сотни вёрст, на сотни миль.
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль.
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на неё,
На Родину, глядела.
Я знала: это все моё –
Душа моя и тело.
(Ахматова).
1. Подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Объясните значение слов миля, верста.
3. Запишите ряд синонимов к слову Родина.
4. Объясните орфограммы и пуиктограммы.
5. Выполните разные виды разбора.
6. Произведите разбор словосочетаний:
первый раз, рощи кедров, сотни верст, моя душа.
Слайд 5
Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип.
Вспоминая Ахматову, непременно встречаешься с темой культуры, традиции, наследия. В тех же категориях воспринимается ее творчество. О воздействии русской классики на поэзию Ахматовой много уже говорили и писали. В этом ряду — Пушкин и поэты пушкинского времени, русский психологический роман, Некрасов. Еще предстоит исследовать значение для Ахматовой любовной лирики Некрасова. Ей близка эта лирика — нервная, с ее городскими2 конфликтами, с разговорной интеллигентской речью.
Но все эти соотношения совсем не прямолинейны. «Классичность» некоторых поэтов XX века, вплоть до поэтов наших дней, критика понимает порой как повторение, слепок. Но русская поэзия, сложившаяся после символистов, в борьбе с символистами, не могла все же забыть то, что3 они открыли — напряженную ассоциативность поэтического слова, его новую многозначность, многослойность. Ахматова — поэт XX века. У классиков она училась, и в стихах ее можно встретить тс же слова, но отношение между словами другое.
(Л. Гинзбург).
1. Озаглавьте отрывок.
2. Определите значение слов: ассоциапивность, классика, конфликт.
3. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Слайд 6
• В каком ряду во всех словах пишется –нн-?
а) напряже..ый, уедине..ый, восстановле..а;
б) показа..а, обраще..ый, описа..ый;
в) увиде..ый, це..ость, обращё..ый.
• В каком ряду все слова — причастия?
а) воспринявший, одержимый, работая:
б) уединенный, показана, занимающийся;
в) подъемлющий, гуманистический, отличающийся.
• Ответьте на вопрос: «В чем гуманистический характер лирики Ахматовой?»
Слайд 7
•Зрительный диктант.
Иду по тропинке в поле
Вдоль серых сложенных бревен.
Здесь легкий ветер на воле
По-весеннему свеж, неровен.
(Ахматова).
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите тип односоставного предложения.
2. Сравните синонимы воля — свобода. Чем они различаются?
3. В каком значении употребляется многозначное слово легкий? Докажите, что это слово многозначное.
4. Произведите разбор словосочетаний: легкий ветер, иду но тропинке, по-весеннему свеж, сложенных бревен.
Слайд 8
Источник
Т.М. Пахнова. Москва. «О, есть неповторимые слова...» (Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка).
РЯШ № 1 – 2005 , стр. 25-29
Фрагментарно.