Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Простые и сложные предложения
5 класс
Слайд 2
УУД
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснений учителя, высказываний одноклассников, приобретают и систематизируют знания.
Коммуникативные: формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Делают выводы и умозаключения.
Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Слайд 3
Цели урока:
развивать навыки, необходимые для различения простых и сложных предложений;
учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Слайд 4
Словарная работа
К каждому из данных слов выписать только однокоренные двумя отдельными группами в два столбика.
Образец:
Пахнет - … , пахать - … .
Пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.
Пахнет -
пахучий, запахи Пахать -
пахота, вспахать, перепахать.
Слайд 5
Словарная работа
Лето - Летать -
Летчик, летний, полет,
летом, пролететь.
Слайд 6
Словарная работа
Горе - Горький -
Горчить, горевать,
пригорюнилась,
горчица, горюшко.
Слайд 7
Виды предложений по количеству грамматических основ
Прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. Береги честь смолоду. Мы хотим , чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. И жизнь хороша , и жить хорошо !
Одна
грамматическая основа Две и более
грамматических основ
Простые предложения Сложные предложения
Слайд 8
Графический диктант «А.С.Пушкин учит»
1. С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила.
2. Не губи меня, девица!
3. Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
Слайд 9
Графический диктант «А.С.Пушкин учит»
4. Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку.
5. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Слайд 10
Упражнение 234, стр. 108
Слайд 11
Домашнее задание
Упражнение 235, стр. 109
и ОК «Простые и сложные предложения»
(можно приводить свои примеры)
Слайд 12
Простые и сложные предложения
5 класс
Слайд 13
Цели урока:
развивать у учащихся навыки, необходимые для различения простых и сложных предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и количеству основ);
учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Слайд 14
Волна — красавится.
Что с чем он перепутал?
Как вы объяснили бы ему его ошибку?
Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.
Один школьник написал:
Слайд 15
Запишите, обозначьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания.
Очень знать нам хоче...
Звездная Медведи...
Как вам ночью ходи...
Как вам ночью езди... .
Мы вас ждем товарищ пти...! 4
Отчего вам не лети...?
Маяковский
Слайд 16
Проверка
Очень знать нам хочется,
Звездная Медведица,
Как вам ночью ходится,
Как вам ночью ездится...
Мы вас ждем, товарищ птица! 4
Отчего вам не летится?
Маяковский
Слайд 17
Выборочный диктант
Выписать только сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы.
1. Учен_е красота, неучен_е т_мнота.
2. Мудрое слово лучшее богатство.
3. Находч_вость половина успеха.
4. Лучшее д_рование ум, ху_шая б_да невежество.
Слайд 18
Графический диктант «А.С.Пушкин учит»
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала.
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Слайд 19
Творческий диктант
Восстановите авторский текст, объединив два простых предложения в одно сложное.
(В)густ__ горн__ ельниках3 снег был глубокий. (и) Барсиха пр_валивалась2 (на)кажд__ шагу. //
Двум м_лодым2 барсам идти было легче. (потому что) Они н_ступали на следы, оставленные матерью.//
К_дровки2 тр_вожными криками сопр_в_ждали2 грозное2 с_мейство _громных кошек. (и) Долго стр_котала с_рока.//
Барсиха зло пр_жимал_2 уши, морщил_ нос и косил_сь на кр_кливых птиц. (но) Не в её силах было з_ставить2 их зам_лчать.//
Найдите признаки текста.
Укажите средства связи предложений в нём.
Слайд 20
Раскройте скобки и запишите слова с приставками в левую колонку таблицы, с предлогами — в правую.
(По)бежать, (в)море, (в)книге, (на)тарелке, (в)лететь, (на)клеить, (из)неё, (по)резать, (по)улице, (из)(за)леса, (из)(под)крышки, (без)заботно, (бес)полезно, (без)работы, (за)молчать.
С ПРИСТАВКАМИ С ПРЕДЛОГАМИ
Слайд 21
Раскройте скобки и запишите слова с приставками в левую колонку таблицы, с предлогами — в правую.
(По)бежать, (в)море, (в)книге, (на)тарелке, (в)лететь, (на)клеить, (из)неё, (по)резать, (по)улице, (из)(за)леса, (из)(под)крышки, (без)заботно, (бес)полезно, (без)работы, (за)молчать.
С ПРИСТАВКАМИ С ПРЕДЛОГАМИ
Побежать,
влететь,
наклеить,
порезать,
беззаботно,
бесполезно,
замолчать. В море,
в книге,
на тарелке,
из неё
по улице,
из-за леса,
из-под крышки,
без работы.
ПРОВЕРКА
Слайд 22
Текст (лат. textus — «ткань», «словесное единство»).
Имеет следующие основные признаки:
1) Включает в себя не менее двух предложений, т. е. состоит из группы предложений.
Текст отличается от другой синтаксической единицы языка — предложения — тем, что предложение является средством оформления отдельной мысли, эмоции, а в тексте отражено развитие мысли (мыслей).
2) Предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что обеспечивает его смысловую и структурную организацию.
3) Предложения текста связаны между собой общей темой, основной мыслью.
4) Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств.
5) Текст всегда можно озаглавить.
Слайд 23
Домашнее задание
Упражнение …
и ОК «Простые и сложные предложения»
(можно приводить свои примеры)
Слайд 24
Использовано
РЯШ 4-2005
Янченко Владислав Дмитриевич Латфуллина Ландыш Гиниятовна Михайлова Светлана Юрьевна. СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях
Другие материалы
Слайд 25
Выполнила
Бурмистрова Римма Анатольевна