Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проектная деятельность в начальной школе
Казанцева И.В., к.б.н., доцент кафедры начального образования СПбАППО
Слайд 2
Суть процессов модернизации – смещение акцентов в образовании:
с усвоения фактов (результат – знание как информированность)
на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения работать с информацией)
Это приводит нас к осознанию нового содержания понятия результата
Слайд 3
Метод проектов в образовании — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом детской деятельности, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Слайд 4
Технологическая преемственность стандартов
Слайд 6
История
Метод проектов в образовании применен впервые в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем. (американский философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х.Килпатрик).
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Слайд 7
История
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
При советской власти в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не применялся в школьной практике.
Слайд 8
Проект – способ творческой реализации человека
Проект– уникальный способ организации деятельности человека от замысла до материального воплощения
Слайд 9
Примеры проектов в повседневности:
Строительство;
Изготовление любого материального продукта (от салфетки и юбки до космического корабля и т.д.);
Объединяет проекты – алгоритм деятельности: от замысла (идеи) до изготовления…
Слайд 11
Образовательная цель
Образовательный результат
Слайд 12
Интерес к методу проектов обусловлен потребностью современного общества в людях, способных претворить свои уникальные замыслы в жизнь
Цель образования – обучить выпускников способам реализации своих замыслов
Слайд 13
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
Слайд 14
Требования к учебной деятельности
Учебное задание Проект
Цель работы определена учителем и представлена конкретным результатом решения (выполнения) Ориентирован на реализацию замысла ребенка как автора проекта
Есть образец Образца нет
Регламент (процедура) решения определена по структуре и времени выполнения Определено только время работы
Процесс достижения предлагается учителем Процесс осуществляется учеником по собственному алгоритму
Самостоятельная репродуктивная деятельность Самостоятельная эвристическая, поисковая деятельность
Оценивается результат о критериям «совпало», «не совпало» Оценивается не только продукт , но и эффективность процесса деятельности
Самооценка затруднена Самооценка легко осуществляется
Слайд 15
Творческий проект в начальной школе
Функции:
Мотивационная
Диагностическая
Обучающая
Ребенок использует в творческой деятельности имеющиеся у него навыки работы с материалом
Рефлексия направлена на анализ умений и способов действий
В творческом проекте у ребенка формируется самое главное – мотив к творческой деятельности, желание творить
Слайд 16
Учебный проект
Самый главный этап учебного проекта, во время которого анализируется последовательность действий, оценивается эффективность способов
Через рефлексию происходит обучение ребенка планированию деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Слайд 17
Исследовательский проект
Самый главный этап исследовательского проекта – нахождение и освоение метода исследования анализируется умение придерживаться последовательности действий, оценивается точность репродуктивного способа действий
Через рефлексию происходит обучение ребенка выполнять действия по планированию деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Замысел сводится к формулированию гипотезы
Слайд 18
Этапность выдается детям в начале деятельности
I этап: Осознание причины, проблемы
II этап: Целеполагание
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Реализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Слайд 19
Результат работы начальной школы:
Постепенное осмысление учащимися собственного опыта работы и
создание алгоритма (последовательности)
действий
I этап: Осознание причины, проблемы
II этап: Целеполагание
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Реализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Слайд 20
Учебные проекты в курсе «Окружающий мир»
Зачем?
Что?
КАК ?
СЕМЬЯ
МЕЧТА
ЛЮБОВЬ
СТРАНА
Слайд 21
Проектные умения Начало проекта Окончание проекта
1. Формулировать проблему
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
4. Выбирать методы и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта 12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
Слайд 22
Учебный проект
«Что?»
(я могу сделать) Замысел Цель проекта
«Зачем?»
(это делают люди) Актуальность проблемы мотивация Проблема проекта
«Как?»
(мы это можно сделать) Задачи проекта Задачи проекта
«Что получится?» (как решение проблемы) Методы и способы Методы и способы используемые в проекте
«Почему?» (это важно для меня лично) Результат Результат
Слайд 23
Оцениваемые в ходе выполнения проекта УУД
Слайд 24
Регулятивные действия
Слайд 25
Коммуникативные действия
Слайд 26
Коммуникативные действия
Слайд 27
Условия развития мотива Условия развития мотива,
которые можно создать в процессе обучения
Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
В конце урока обратная связь – победил или проиграл Понятная система оценивания
Серия заданий, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
Нравится деятельность, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
Ребенок постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями,
он полностью зависит от ситуации Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
Условия развития мотивации
Слайд 28
Главный вопрос – кто является заказчиком проекта?
Сам ребенок
Учитель
Другие классы
Школа
Родители
Социум
Все
нуждающиеся
Он должен понять что такое результат
Ни в коем случае не оценивать продукт проекта, только обсудить и вывести ребенка на результат
Формулируем техническое задание
Важно сформулировать требования к продукту и систему экспертизы
Важно заранее сформулировать с детьми понятие продукта
спланировать кому что надо
Слайд 29
Последовательность создания ЦОР
Единая система требований к качеству материалов
Слайд 30
ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности учащихся
1.Общие положения
Определения, условия реализации, цель, задачи
2.Участники проектной деятельности
3. Содержание/организация проектной деятельности
4. Место проектов в образовательном пространстве школы
5. Классификация проектов (направления)
исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое
6. Организационный механизм включения проектов в образовательное пространство школы
Слайд 31
7. Формы продуктов проектной деятельности. Требования к продуктам. Техническое задание. Процедура организации индивидуального маршрута
8. Циклограмма работы над проектом
9. Отчетная документация участников проектной деятельности
10. Процедура защиты проекта
11. Критерии оценки проекта (включая Критерии оценки продукта проектной деятельности, защиты работы, оценочные листы самооценивания)
12. Экспертная группа оценивания продукта проектной деятельности
13. Функциональные обязанности эксперта. Процедура избрания эксперта. Порядок проведения экспертизы
14. Функциональные обязанности руководителя проекта
15. Стимулирование деятельности педагогических работников по руководству проектной деятельностью учащихся
Слайд 32
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
1 Портфолио
2 Выставка
3 Газета
4 Видеофильм
5 Праздник
6 Публикация
7 Костюм
8 Макет
9 Оформление кабинета
10 Справочник
11 Серия иллюстраций
12 Учебное пособие
13 Коллекция
14 Мультимедийный продукт
15 Статья и т.д.
ЦОР школы
Слайд 33
Концептуальная идея комплектования ЦОР
Планирование
Создание и презентация продукта
Отзывы
В
портфолио
экспертиза
Единая система требований к ЦОР
Слайд 34
Понятие паспорта проекта
Описание учителем собственного алгоритма деятельности для достижения учащимися конкретного результата.
Каждый школьный, классный проект требует описания в форме паспорта проекта
К нему могут быть приложены продукты детской деятельности, фотографии и т.д. главное отличие от методической разработки заключается в диагностике достижения результатов
Слайд 36
Проектная деятельность учителя
Реализация собственного замысла
Адресная группа – учащиеся
Результат – изменение в «детях»
Продукт – описание собственной деятельности (что я делал для достижения детьми результата)
По сути продукт – описание педагогической технологии
Слайд 37
Достоинства и недостатки метода проектов как формы организации учебной деятельности.
Достоинства:
Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
Исследовательский, поисковый характер;
Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
Коллективный характер деятельности.
Недостатки:
Формализованность, академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
Невысокая информационно-обучающая составляющая этой формы учебной деятельности, метапредметность деятельности;
Высокие требования к профессионализму учителя,