Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
© ООО «Баласс», 2013
Образовательная система «Школа 2100».
Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 12
Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель, г. Йошкар-Ола)
ГОРОДА ЕВРОПЫ
Слайд 2
Справочные сведения о численности средневековых городов
Конец раннего Средневековья (VIII–IX века):
– Несколько десятков городов на всю Европу.
– Каждый город – как правило, менее 10 тысяч жителей.
Конец развитого Средневековья (XI век):
– Несколько тысяч городов по всей Европе.
– В каждой стране несколько «городов-гигантов» в 50, 100 и 200 тысяч человек (Париж, Флоренция, Генуя, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон).
Справочные сведения о жизни в средневековых городах
В средневековом городе пожар, начавшийся в одном доме, быстро перекидывался на другой, так как на тесных улочках дома стояли стеной к стене, соприкасаясь крышами. Огненный вал быстро распространялся внутри плотного кольца крепостных стен, уничтожая жилища, склады товаров. Жар был такой, что начинали плавиться бронзовые колокола колоколен. И подобное происходило в одном городе по нескольку раз за столетие. Не менее страшными были эпидемии оспы, холеры, чумы. Так, в середине XIV века от «чёрной смерти» в Бремене умерло 7000 человек, в Любеке – 9000, в Базеле – 14 000, в Эрфурте – 16 000… Случалось, что последние живые горожане выходили из города, наполненного трупами, и запирали ворота на замок.
Справочные сведения о численности средневековых городов
Конец раннего Средневековья (VIII–IX века):
– Несколько десятков городов на всю Европу.
– Каждый город – как правило, менее 10 тысяч жителей.
Конец развитого Средневековья (XI век):
– Несколько тысяч городов по всей Европе.
– В каждой стране несколько «городов-гигантов» в 50, 100 и 200 тысяч человек (Париж, Флоренция, Генуя, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон).
Как менялась численность городов и их жителей во второй половине Средневековья?
Справочные сведения о жизни в средневековых городах
В средневековом городе пожар, начавшийся в одном доме,
быстро перекидывался на другой, так как на тесных улочках дома стояли стеной к стене, соприкасаясь крышами. Огненный вал быстро распространялся внутри плотного кольца крепостных стен, уничтожая жилища, склады товаров. Жар был такой, что начинали плавиться бронзовые колокола колоколен. И подобное происходило в одном городе по нескольку раз за столетие. Не менее страшными были эпидемии оспы, холеры, чумы. Так, в середине XIV века «чёрная смерть» унесла в Бремене 7000 человек, в Любеке – 9000, в Базеле – 14 000, в Эрфурте – 16 000… Случалось, что последние живые горожане выходили из города, наполненного трупами, и запирали ворота на замок.
Судя по этим сведениям, выглядит ли жизнь в средневековом городе привлекательной?
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
Слайд 3
ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТРЕМИЛИСЬ ЖИТЬ В ГОРОДЕ?
ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
Слайд 4
Понятия Определения
Город Бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца (феодала) со своими орудиями и скотом.
Республи-ка Хозяйство, в котором почти всё необходимое для жизни производится внутри этого хозяйства и не на продажу, а для собственного потребления.
Натураль-ное хозяйство Поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли для окружающих его земель.
Оброк Объединение неродственных семей, которые живут в одном посёлке, совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном ей участке.
Барщина Государство, высшие власти которого избираются гражданами.
Соседская община Часть урожая и других доходов крестьянского
хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли.
Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Слайд 5
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Возрождение городов
2. «Возврат к золоту»
3. «Городской воздух делает человека свободным»
Слайд 6
V-X века Черты быта и хозяйства X-XV века
V-X века Военные столкновения X-XV века
V-X века Вырубка леса X-XV века
V-X века Развалины римских городов X-XV века
V-X века Двуполье X-XV века
V-X века Натуральное хозяйство X-XV века
V-X века Ремесленники X-XV века
V-X века Отсутствие товарообмена X-XV века
V-X века Рост населения X-XV века
V-X века Отсутствие излишков продуктов X-XV века
V-X века Тяжёлый плуг «с отвалом» X-XV века
V-X века Трёхполье X-XV века
V-X века Лёгкий плуг X-XV века
V-X века Ярмарки X-XV века
Повышенный уровень. Используя материал учебника, распредели черты быта и хозяйства Европы в V-X и X-XV веках.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ
Слайд 7
Максимальный уровень. Нарисуй наиболее типичные места возникновения средневековых городов, объясни причины выбора.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ
Слайд 8
Повышенный уровень. Используя текст учебника, заполни схему.
«ВОЗВРАТ К ЗОЛОТУ»
Европа
к XI веку
«Возврат к золоту»
Слайд 9
Повышенный уровень. Докажи, что образ жизни горожанина стал отличаться от образа жизни крестьянина.
«ВОЗВРАТ К ЗОЛОТУ»
Слайд 10
Максимальный уровень. Представь, что тебе, человеку XXI века, предстоит сделать выбор: стать средневековым горожанином или крестьянином. Что и почему ты предпочтёшь?
«ВОЗВРАТ К ЗОЛОТУ»
Позиция Я считаю, что _____________________
________________________________,
Аргумент(ы) потому что________________________
_________________________________
_________________________________ _________________________________
Слайд 11
Повышенный уровень. При помощи рисунков определи черты средневековых европейских городов до и после X века.
«Городской воздух делает человека свободным»
Средневековый город до X века
Средневековый город к XV веку
Слайд 12
Максимальный уровень. Приведи как можно больше объяснений поговорки: «Городской воздух делает человека свободным».
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
«Городской воздух делает человека свободным»
Слайд 13
В X–XV веках в Западной Европе выросли независимые торгово-ремесленные города, благодаря которым в жизнь европейцев вновь вошли частная собственность, нормы римского права
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Слайд 14
Необходимый уровень. Нарисуй герб средневекового города.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Повышенный уровень. Объясни, что означают выбранные тобой символы.
Максимальный уровень. Как ты думаешь, почему средневековый обычай составления гербов городов используется до сих пор?
Слайд 15
Повышенный уровень. Составь синквейн на тему: «Средневековый город».
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
________________
________________
________________
________________
________________
Слайд 16
Повышенный уровень. Найди значения слов «Бург», «Бридж», «Форт», «Хафен». На карте найди города, названия которых содержат эти частички.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Бург Бридж Форт(д) Хафен