Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выполнила
ученица 10 класса
МКОУ СОШ №3
Кашапова Регина
Цветовая символика
в творчестве поэтов Серебряного века
Слайд 2
Тип проекта: лингвистическое исследование.
Цель проекта: изучение и анализ цветовой символики в поэзии А.А. Блока и С.А.Есенина как отражение их внутреннего состояния.
Гипотеза проекта: цветообразующая лексика произведений Блока и Есенина – это отражение внутреннего мира поэтов и их душевного состояния, мировоззрения
Слайд 3
Задачи проекта:
Исследовать, как цветовой выбор в поэзии 20 века характеризует творчество поэтов.
Изучить, какие цвета преобладают в поэзии Блока и С.Есенина в разные периоды их жизни и творчества.
Выявить цветовую палитру, используемую в ранней лирике Блока (цикл «Стихи о Прекрасной Даме). Сравнить с цветами, которые он использует в поэме «Двенадцать».
Исследовать, как на основе цветовой палитры разных периодов творчества С.Есенина проявляется его поэтическое мироощущение (цикл стихотворений о Родине и природе).
5. Вывод-обобщение.
Слайд 4
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!
А.С.Пушкин
Слайд 5
Поэзия – это мышление образами
История поэзии – это история изменения отношения автора к слову, к звуку и, следовательно, цвету. Русская поэзия к рубежу XIX – XX веков прошла свой, очень своеобразный путь: она усвоила и развила все лучшее, что было в мировой, особенно в европейской поэзии и сохранила свою оригинальность, неповторимость.
Слайд 8
В 1905 году А. Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительское восприятие. Тоска по цвету была реакцией на символизм, который становился всё глубокомысленнее.
Именно опора на метафорическое, даже символическое значение цветов станет определяющей в поэзии начала XX века. Даже сама эта уникальная эпоха русской культуры будет названа ее современниками «серебряным веком».
Слайд 9
Известно, что эмоциональное воздействие цвета имеет двоякую природу. С одной стороны, цвет несет в себе определенную эмоциональную и культурную характеристику благодаря ассоциациям с явлениями окружающего мира. С другой стороны, эмоциональная окраска цвета обусловлена его непосредственным, физиологическим действием на человека.
Слайд 10
Людей всегда, во все эпохи, привлекал окружающий мир, расцвеченный палитрой красок от черного до изумительной чистоты белого цвета. И не удивительно, что, даже давая имена всему вокруг, человек этот красочный мир запечатлел в звучании слов.
Поэтому и символику цвета в поэзии Блока и Есенина надо рассматривать в двух аспектах: как в звучании слов возникают цветовые ассоциации и как слова, которыми называются цвета, наполняются символическим смыслом. «Семь вкусов спектра»
Слайд 11
Наиболее полно цветовая символика воплотилась в поэзии А. Блока и С. Есенина, - поэта, рожденного городом, и поэта, родившегося в «травном одеяле». Мир как дом был утрачен, чувство бездомности и тревоги стали определяющими в поэзии серебряного века. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с «надеждой на преображение жизни».
Слайд 12
У А. А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, — означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белый снег — это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный и белый цвет- все это воплощение Прекрасной Дамы.
Белый - значит посвятивший себя Вечной Женственности. Утро, весна- время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь-разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой.
Слайд 13
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность.
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна,
Тайно тревожна и тайно любима —
Дева, Заря, Купина… (А. Блок)
Слайд 14
Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное “белый” сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.
Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
Белый, белый ангел Бога
Сеет розы на пути.
(«Ранний час. В пути незрима…»)
Слайд 15
Красный цвет представлен в эпитетах Блока множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п.
“Алый” реализуется как средство цветовой характеристики нарядной одежды (или ее деталей) в произведениях русского фольклора. Яркость, нарядность предметов и деталей нарядной одежды, отраженных в поэтических произведениях, связанных с языком фольклора и получающих цветовую характеристику через слово “алый”, свидетельствует об их неповседневном, праздничном назначении.
Слайд 16
В «Прекрасной Даме» поэт выразит все символическое значение очень привлекающего взор красного, кровавого, алого: «красный свет вечерней росы», «вечерний пурпур догорал», «зловещая зарница», «кровавые струи», «заря окровавленная», «кровавый шар». В этом разнообразии эпитетов – предощущение будущих трагедий XX века.
Слайд 17
Эпитеты “кровавый”, “багровый” несут отрицательную характеристику. “Кровавый” ассоциируется с чем-то зловещим, усиливает мрачную настроенность стихотворения:
Поверь, мы оба небо знали:
Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.
(«Твое лицо бледней, чем было…»)
Слайд 18
В XX веке красный цвет стал цветом революции, обновления. У А. А. Блока красный — цвет «горения», пожар революции
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)
Слайд 19
В поэме «Двенадцать» — это Космос и Хаос, Путь и Беспутство, Бог и Дьявол. Они уравновешены и воплощены в загадочной, призрачной фигуре, Иисуса Христа в белом венчике из роз (белое, красное), идущего по кровавому снегу (красное, белое) впереди заснеженных красноармейцев (белое, красное)
Слайд 20
Самобытность Есенина – поэта проявилась в особой образности, в есенинской цветописи, и в традиционной, но по – новому осмысленной символике. Чаще всего Есенин употребляет три цвета: синий, золотой, красный. И все эти цвета тоже символичны. Цвета в его лирике – чистые и ясные: красный, голубой, зеленый.
Слайд 21
Народно – поэтическая, религиозно – духовная стихия, символизм – всему нашлось место в поэтическом мире С. Есенина.
Есенин ворвался в поэзию гаммой цветов:
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
Слайд 22
Зеленый цвет один из любимых у Есенина. Поэт называет себя сыном купальской ночи, он родился «в травяном одеяле». Поэтому в лирике Есенина зеленый – один из доминирующих цветов. Вся его палитра, во всех переносных, символических и прямых смыслах, представлена у поэта. Зеленый у Есенина – это символ жизни природы: «зелень в цвету и росе», «шелковые травы», «лес зеленый», «приволь зеленых лес». Зеленый ассоциируется с простором, свободой
Слайд 23
Эпитеты “синий”, “голубой”, как правило, используются при изображении пространства. Обозначение дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на фольклорные эпитеты (словосочетания типа “синее море”, “синее небо”)
Ты прошла голубыми путями,
За тобою клубится туман.
Слайд 24
Образ России невозможно представить без таких всех нам знакомых примет, как «синий плат небес» и «низкий дом с голубыми ставнями».
Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега…
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
Синий цвет, как и слово «милый», имеет у него мистический оттенок.
Слайд 25
Красный цвет у Есенина означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти, но у поэта красный цвет часто является цветом любви и страсти представлен множеством оттенков: алым, розовым, малиновым.
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
Маком влюбленное сердце цветет,
Только не мне она песни поет.
Слайд 26
Сочетание страстной и несбывшейся любви в стихах Есенина выражается в слиянии красного и розового:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа…
Слайд 27
Желтый цвет означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.
Но значение желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. Часто желтый и его вариации в этом значении используется в стихах Есенина:
1.Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…
2. …Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть…
2.В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Слайд 28
Выводы:
1. Все стихотворения А.Блока и С.Есенина насыщены цветом. Цветовые прилагательные в их поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист, а Есенин –певец природы Для создания своих символов они постоянно используют цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций.
2. Итак, прочитав стихи двух поэтов серебряного века – Блока Есенина – можно сделать вывод, что цвета играют важную роль в их поэзии.
3. Используя традиционную символику цвета, оба поэта (Блок и Есенин) создают свои неповторимые образы, которые способны порождать массу ассоциаций.
Слайд 29
Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.
Слайд 30
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.
Слайд 31
Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде.
Слайд 32
Жемчужный цвет символизирует роскошь, придает силы, может очищать разум.
Слайд 33
Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения)
Слайд 34
Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания
Слайд 35
Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. В зеленом всегда заложена жизненная возможность
Слайд 36
Серый цвет соединяет в себе противоположные качеств черного и белого, следовательно, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым
Слайд 37
Темно-фиолетовый символизирует грубость и властность.
Слайд 38
Лиловый (светло – фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию
Слайд 39
Сиреневый – тщеславие, незрелость
Слайд 40
Желто-зеленый выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания.
Слайд 41
Оранжево – черный выражает опасность, страх
Слайд 42
Желто – черный это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в “реализацию ни во что” – это сочетание самоубийц.
Слайд 43
Коричнево – зеленый выражает усидчивость, размышления, не ведет в активности.
Слайд 44
Коричнево – синий приводит к бесконечному телесному отдыху.