Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Крюков С. Д.,
учитель русского языка и литературы
Русский язык
класс
10
Слайд 2
Орфографический диктант.
Раскройте скобки, объясните и выделите орфограммы, обозначьте главное слово в словосочетании, укажите вид подчинительной связи.
Назовите основную орфограмму диктанта.
Вспомните, как пишется не с разными частями речи. Сформулируйте правило, приведите свои примеры.
Слайд 3
Орфографический диктант
Первый вариант
(Не)ясный почерк;
купить (не)(на)(что);
состоялся несмотря на (не)погоду;
(не)навидящий ложь;
скромная (не)забудка;
(не)(с) (кем) посоветоваться
Второй вариант
Снова (не)здоровится ;
(не)дорогой, но красивый ситец;
(ни)кого я не боюсь;
поступил
(не)по-товарищески;
(не)чего бояться,
(не)(в)(чем) признаться
Слайд 4
Проверка диктанта
Первый вариант
Неясный почерк;
купить не на что;
состоялся несмотря на непогоду;
ненавидящий ложь;
скромная незабудка;
не с кем посоветоваться.
Второй вариант
Снова нездоровится ;
недорогой, но красивый ситец;
никого я не боюсь;
поступил
не по-товарищески;
нечего бояться,
не в чем признаться.
Слайд 5
Тест
Выпишите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.
Зашумела, разгулялась в поле (не)погода.
Я увидел (не) похожего на отца пожилого человека.
Мне её (не)(в)(чем) упрекнуть.
(Не)доумевая, Серёжа внимательно посмотрел на неё.
Мне её не в чем упрекнуть.
Проверь себя
Слайд 6
Тест
Выпишите предложение, в котором не со словом пишется слитно.
Море детям (не)надоедает.
Эта задача оказалась далеко (не)легкой.
Эта вещица (не)когда была моей.
Командир (не)вмешиваясь слушал доклады подчинённых.
Эта вещица некогда была моей.
Проверь себя
Слайд 7
Лексико-грамматические разряды местоимений
Вместо существительного:
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Возвратные: себя.
Вопросительно-относительные: кто, что.
Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никого.
Неопределённые: некто, нечто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь.
Определительные: сам, каждый, другой.
Слайд 8
Лексико-грамматические разряды местоимений
Вместо прилагательного:
Указательные: этот, тот, таков, такой, таковой, экий, эдакий, этакий, сей, оный.
Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш.
Определительные: каждый, весь, всякий, самый, иной, другой.
Вопросительно-относительные: какой, чей, который.
Отрицательные: никакой, ничей.
Неопределённые: некий, некоторый, кое-какой, кое-чей, чей-нибудь
Слайд 9
Лексико-грамматические разряды местоимений
Вместо числительного:
Указательные: столько.
Вопросительно-относительные: какой, который, сколько.
Неопределённые: несколько.
Слайд 10
Личные местоимения
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в именительном падеже – я, а в родительном – совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.
Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.
После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).
Слайд 11
Возвратное местоимение
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе.
В предложении себя является дополнением.
Слайд 12
Неопределённые местоимения
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь. Эти местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.
Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.
Слайд 13
Неопределённые местоимения
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.
Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно: кто-нибудь, кое-кто, кое у кого.
Слайд 14
Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные.
Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
Слайд 15
Закрепление
Спишите предложения, определите разряд местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Ничто не двигалось.
Всем стало скучно и грустно.
Ему (Нилову) захотелось выйти наружу.
Работа всякого нужна одинаково.
Что такое: побежали все сломя голову прочь.
Егор с удивлением перехватил обращённый на себя взгляд попутчика.
Слайд 16
Проверка
Ничто не двигалось. (Ничто – отрицательное, подлежащее).
Всем стало скучно и грустно. (Всем – определительное, дополнение).
Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. (Ему – личное, дополнение).
Работа всякого нужна одинаково. (Всякого – определительное, определение).
Что такое: побежали все сломя голову прочь. (Что – относительное, подлежащее; такое – указательное, определение; все – определительное, подлежащее).
Егор с удивлением перехватил обращённый на себя взгляд попутчика. (На себя – возвратное, дополнение).
Слайд 17
Работа с упражнением
Упражнение 239 с. 157.
Задание:
Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления местоимений в предложениях. Внесите исправления.
1. Руководитель практики посоветовал студентам записывать наблюдения в дневники, чтобы потом можно было их систематизировать и выступить на конференции.
2. Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень волновалась.
3. Проводники предложили отъезжающим, чтобы они заняли свои места.
4. Она посоветовала ему, чтобы он побольше обращал на себя внимания.
5. Учитель предложил ученику ответить на некоторые вопросы по прочитанному им докладу.
Слайд 18
Подготовка к ЕГЭ
Среди предложений 1-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Назовите номер этого предложения.
(1) Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (2) На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (3) И здесь особенно сильным было влияние матери.
(4) Русские женщины – носительницы народной культуры – пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов.
(5) Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького... (6) По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина – Татьяна Фёдоровна. (7) Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (8) Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью.
(9) Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (10) Легендами окутан здесь каждый приокский курган.
Слайд 19
Подготовка к ЕГЭ
Какое из предложений 1-8 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? Назовите номер этого предложения.
(1) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. (2) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немедленно отмечается... (3) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (4) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (5) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (6) Она достигала этого минимумом усилий – ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (7) Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён. (8) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.
Слайд 20
Подготовка к ЕГЭ
Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Назовите номер этого предложения.
(1) Я не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (2) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (3) И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
(4) К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (5) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (6) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (7) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
Слайд 21
Подготовка к ЕГЭ
Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима.
(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (З)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
Слайд 22
Подготовка к ЕГЭ
Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
(1 )Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (2)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (3)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(4)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (5)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (6)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(7)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
Слайд 23
Подведение итогов
Какие разряды местоимений по значению вы знаете?
В чём особенность изменения притяжательных местоимений?
Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределённых местоимениях?
Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределёнными местоимениями?
Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом?
Слайд 24
Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы и задания учебника, с. 157.
Выполнить упражнение 238 в соответствии с заданием к нему.
Слайд 25
Литература и источники
Амелина Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М.: ЩЩЩ «Русское слово – учебник», 2011.
Будникова Н. Н. , Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
http://9shcola-tarom.ucoz.ru/load/urok_quot_mestoimenie_kak_chast_rechi_quot_11_klass/17-1-0-65