Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тринадцатое февраля.
Классная работа.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Слайд 2
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Слайд 3
Давайте подумаем!
Проанализируйте термин «Местоимение». Он «говорящий».
Установите его морфемный состав.
Подумайте, что обозначает эта часть речи?
Слайд 4
Местоимение как часть речи
Местоимения
Местоимения- существитель-ные.Местоимения-прилагатель-ные.Местоимения-числительные.Местоимения-наречия
Я
ты
кто
что
никто
и др..мой
твой
наш
ваш
какой
этот
и др..сколько
столько
несколько
и др..где
когда
куда
там
поэтому
и др.
Местоимения в речи употребляются вместо
существительных, прилагательных,
числительных и наречий.
Слайд 5
Личные местоимения
.Единственное число.Множественное число
1-е лицо.Я.МЫ
2-е лицо.ТЫ.ВЫ
3-е лицо.ОН ОНА ОНО.ОНИ
Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.
Слайд 6
Расставьте знаки препинания, графически объясните. Укажите синтаксическую роль местоимений.
В доме у нас жил ёжик он был ручной. Когда его гладили он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушком.
Слайд 7
Склонение личных местоимений
1. особенность склонения.При склонении личных местоимений
иногда меняется все слово, например:
И. п. - Я
Р. п. - Меня
2. особенность склонения.Иногда в корне происходит чередование, например:
Тебя – тобой
Меня - мне
3. особенность склонения.Местоимение 3-его лица изменяется по родам
Он, Она, Оно
4. особенность склонения.При присоединении предлогов к местоимениям
3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:
К нему, У неё
Слайд 8
Найди и исправь ошибку! Определи род, число и падеж местоимений.
Пользоваться нею
Плывут по нем
Говорить с им
Без его решили
Был у его
Подойти к ей
Обратиться к ему
Слайд 9
Проверь себя!
Пользоваться нею – ею (3 л., ж.р.,Т.п.)
Плывут по нем — по нему (3 л., м.р., Д.п.)
Говорить с им - с ним (3 л., м.р., Т.п.)
Без его решили - без него (3 л., м.р., Р.п.)
Был у его - у него (3 л., м.р., Р.п.)
Подойти к ей - к ней (3 л., ж.р., Д.п.)
Обратиться к ему - к нему (3 л., м.р., Д.п.)
Слайд 10
Говори правильно!!!
!!!Глаголы чувств + мест. в П.п.
Грущу, тоскую, скучаю по вас – старая норма
Грущу, тоскую, скучаю по вам - новая норма
Теперь это варианты одной нормы.
Слайд 11
Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение Я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения. Образец: заботишься (о ком?) обо мне (П. п.)
Пр..близился (к кому?),
С..ревновался (с кем?),
Ра(с,сс)т..лалась (перед кем?),
(Не) смейся (над кем?),
Пр..готовить (для кого?).
Слайд 12
Определите синтаксическую роль, начальную форму и падеж местоимений
Я уселся на камень и стал н..блюдать.
Передо мной пр..стиралось море.
Над тобой голубым ковром ра..кинулось бе..крайнее небо.
Он п..жал лапу и внимательно п..смотрел на меня.
Слайд 13
Самостоятельная работа. Поставьте местоимения в скобках в нужную форму, определите разряд и падеж. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложений.
1) Мы молодой весны гонцы она (мы) выслала вперед.
2) Ласточка с весною в сени к (мы) летит с (она) и солнце краше и весна милей.
Слайд 14
Домашнее задание
1. & 76, 77 (79, 80), знать личные местоимения и их особенности (смотри записи урока);
2. упр. 442 (490) (1,2 предл.+ разборы)