Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
1
МЕТОД ПРОЕКТОВ
“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. (Китайская пословица)
Слайд 2
2
Основные цели современной системы образования
Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Слайд 3
3
Цель Образовательной системы
- выращивание функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это личность,
которая способна использовать
все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Слайд 4
4
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
способный быть
самостоятельным
в ситуации выбора
и принятия решений
умеющий отвечать
за свои решения
способный нести
ответственность за себя,
своих близких
обладающий приемами
учения и готовый к постоянной
переподготовке
понимающий, что жизнь
среди людей
– это поиск постоянных
компромиссов
легко адаптирующийся
в любом социуме и
умеющий активно влиять на него
для которого поиск решения
в нестандартной ситуации –
привычное явление
обладающий набором
компетенций, как ключевых,
так и по различным
отраслям знаний
хорошо владеющий устной
и письменной речью
владеющий современными
информационными технологиями
Слайд 5
5
Компетентность учащихся в области решения проблем
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
Слайд 6
6
Общеучебные умения необходимые для решения проблем
Понимать проблему
Характеризовать проблему
Представлять проблему
Решать проблему
Размышлять над решением
Сообщать решение проблемы
Слайд 7
7
Метод проектов
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.
Учебный проект – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Слайд 8
8
История метода
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик - обучение "путём делания ".
В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения.
В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
Слайд 9
9
Возрастные особенности метода
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.
Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество.
Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов.
Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад.
И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира.
Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
Слайд 10
10
Готовность к учебно-проектной деятельности
Формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
Слайд 11
11
Готовность к учебно-проектной деятельности
2. Развитие мышления, определённая интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
Слайд 12
12
Готовность к учебно-проектной деятельности
3. Накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Слайд 13
13
Для чего нам нужен метод проектов
Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.
Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.
Формировать активную жизненную позицию учеников.
Слайд 14
14
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые атаки
Ролевые игры
Рефлексивные
Слайд 15
15
Проект – это 6 «П»
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
«Портфолио»
Слайд 16
16
Основные требования к учебному проекту:
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
2. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
Слайд 17
17
Требования к организации образовательных проектов:
Проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
Работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
Учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
Для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Слайд 18
18
Классификация проектов
По характеру доминирующей деятельности в проекте:
поисковый проект (поисковая деятельность);
исследовательский проект;
творческий проект;
игровой проект (ролевая деятельность);
прикладной (практико-ориентированный) проект;
ознакомительно-ориентированный проект.
Слайд 19
19
Классификация проектов (продолжение)
По предметно-содержательной области:
моно проект
межпредметный проект
надпредметный проект
Слайд 20
20
Классификация проектов (продолжение)
По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).
По характеру контактов:
внутренние (класс, школа);
региональные (город, район, регион);
международные
Слайд 21
21
Классификация проектов (продолжение)
По количеству участников проекта:
индивидуальный;
парный;
групповой;
коллективный;
массовый
По продолжительности проекта:
длительный (от месяца до нескольких месяцев);
средней продолжительности;
краткосрочные.
Слайд 22
22
Ролевые позиции учителя:
проектировщик
фасилитатор-консультант
координатор
мастер
Слайд 23
23
Координатор проекта
должен обладать определенными качествами:
Иметь хорошие организаторские способности;
Быть методически грамотным;
Владеть навыками межкультурного общения;
Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
Активно сотрудничать в проектной деятельности;
Уметь работать с большими объемами информации;
Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Слайд 24
24
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.