Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 3
Мир народной песни
Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.
В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.
Слайд 4
Традиционные лирические песни
Любовные
Семейные
Слайд 5
Семейно-обрядовые песни
Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека.
Свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты.
Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты.
Были и похоронные песни, песни-плачи.
Слайд 7
Величальная молодым
Как на дубчике голубчики сидят,
Промеж себя они речи говорят
Про удала, добра молодца
Чернобрового, курчавого.
А удалый добрый молодец –
Это свет Петр да Андреевич…
Слайд 9
Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно- историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой, плачем, воинской песней и т. д. В этих песнях представлен реальный мир, населен- ный реальными людьми с их бытовыми проблемами. Ранние исторические песни относятся к XIII–XIV векам. Они отражают все наиболее значительные события истории: эпоху монголо-татарского ига, время Ивана Грозного, Смутное время, реформы Петра I, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Пугачева и Разина.
Исторические песни
Слайд 10
Исторические песни изображают события, связанные с русской историей. В XIII–XV веках они тематически связаны с татаро-монгольским нашествием, борьбой народа против иноземного ига. К ним относятся песни об Авдотье Рязаночке, Щелкане, татарском плене. Они носят патриотический характер.
Слайд 12
ПРО ТАТАРСКИЙ ПОЛОН
Как за речкою да за Дарьею
Злы татарове дуван дуванили.
На дуваньице доставалася,
Доставалася теща зятю.
Вот повез тещу зять во дикую степь,
Во дикую степь к молодой жене:
«Ну и вот, жена, те работница,
С Руси русская полоняночка.
Ты заставь ее три дел делать:
Перво дело — куделю прясть,
Второе дело — лебедей стеречь,
А и третье дело — дитю качать».
Полоняночка, с Руси русская,
Она глазками лебедей стережет,
А ручками кудель пряжет,
А ножками колыбель колышет.
Ох, качает дитя, прибаюкивает:
«Ты, баю, баю, боярский сын!
Ты по батюшке зол татарченок,
А по матушке ты русеночек,
А по роду мне ты внученочек
И моих черев ты урывочек.
Слайд 13
Ведь твоя-то мать мне родная дочь,
Семи лет она во полон взята...
Мне бить тебя — так грех будет;
А дитёй назвать — мне вера не та!»
Услыхали то девки сенные,
Прибежали они к своей барыне...
Дочка к матери повалилася,
Повалилася во резвы ноги:
«Государыня моя матушка!
Не спознала я тебя, родную!
Ты бери ключи, ключи золоты,
Отпирай ларцы, ларцы кованы.
Ты бери казны, сколько надобно,
Ты ступай-ка, мать, во конюшенку,
Ты бери коня что ни лучшего,
Ты беги, беги, мать, на святую Русь!»
«Не поеду я на святую Русь,
Я с тобой, дитя, не расстануся!»