Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ ОО ШКОЛА №8 г.ДОНЕЦКА РОСТОВСкОЙ ОБЛАСТИ
СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…
Исследовательская работа.
Слайд 2
«…Вечером слушаю сказки –
и вознаграждаю тем недостатки
своего воспитания. Что за прелесть
эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С. Пушкин 1824г.
Слайд 3
Русские народные сказки имеют огромное значение,
как важнейшее средство воспитания.
Народ, бережно храня и преумножая, передавал из
поколения в поколение свои традиции.
Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи
и нравы.
Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами
и речевыми оборотами.
При этом он очень возвышает и утончает душу читающих
и слушающих.
Слайд 4
« Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает первое чувство героического... Она учит человека мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие «правды от кривды».
И.А. Ильин.
Слайд 5
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы воздействия на детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Объектом исследования выступает сказка как таковая.
Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания социальных норм и правил поведения детей.
Слайд 6
Задачи исследования:
1. Выявить уровень понимания содержания
сказок современными школьниками.
2. Выявить роли сказки в воспитании детей.
Установить, как сказки помогают
младшим школьникам выработать навыки
безопасного поведения.
Слайд 7
Гипотеза:
сказка является важным и доступным методом воспитания социальных норм и правил поведения детей.
Слайд 8
Теоретическую базу работы
составляют исследования В. Я. Проппа,
посвященные морфологии сказки;
психологов Е.Т. Соколовой, И.С.Кона,
К.Г. Юнга и других исследователей,
а также идеи ученых-лингвистов и
историков.
Слайд 9
В ходе исследования было проведено анкетирование шестиклассников МБОУ ОО школы № 8 на тему «Знаете ли вы сказки?», опрос младших школьников по теме: «Что вы
любите больше всего читать», изучены различные
по содержанию сказки, критические статьи
исследователей сказки.
Установлено, что младшие школьники больше всего любят читать русские народные сказки, потому что они им кажутся интересными, понятными, и в них всегда добро побеждает зло. А шестиклассники считают, что сказки для малышей, и плохо знают их содержание, так как мало читают, но смотрят мультипликационные фильмы, поставленные по их мотивам.
Слайд 10
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
Сказка - жанр устного народного творчества;
художественный вымысел фантастического,
приключенческого или бытового характера.
Народные сказки - одна из самых древних и
распространенных форм устного творчества у всех народов,
отражающая их воззрение, черты национального характера,
старинный быт.
По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: бытовые, сказки о животных, волшебные, богатырские и другие. Сказка преследует либо поучительные цели, либо"сказывается" для развлечения слушателей- взрослых и детей.
Слайд 11
Воспитание сказкой — один из самых древних
методов воспитания детей.
Через сказки наши предки передавали
подрастающему поколению
моральные нормы, традиции и обычаи,
свой жизненный опыт и отношение к миру.
Герои сказок были примером для ребенка:
на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя
поступать.
Такой пример более понятен ребенку, чем
категоричное родительское «Нельзя!»
Слайд 12
.
Образовательная роль сказок
Русский народ в своих сказках запечатлел свою историю. Давайте попробуем почитать младшему школьнику рассказ о Полтавской или Бородинской битве. Ему многое не будет понятно и вряд ли запомнится надолго, потому, что это происходило давно. Поэтому лучше об этом прочитать сказки, потому, что занимательные повествования об удивительных приключениях сказочных героев есть словесный памятник «живой старины» и национальной истории.
Слайд 13
Воспитание норм безопасного поведения через сказку.
Сказки - это учебник для младших школьников по обучению безопасному поведению в обществе.
Дети должны понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Но Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
Слайд 14
Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок.
Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей.
Слайд 15
Необходимо научить детей говорить «нет» людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей.
Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
Слайд 16
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома.
Необходимо разъяснить, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Слайд 17
Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей.
Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Слайд 18
Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе
Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.
Слайд 19
Итак,
Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Слайд 20
В ходе данного исследования было выяснено, что сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего школьного возраста.
Сказки – это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля, послушание и смекалка важны в жизни.