Презентация - А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула)

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула)
Распечатать
  • Уникальность: 99%
  • Слайдов: 25
  • Просмотров: 4213
  • Скачиваний: 1872
  • Размер: 0.22 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 1
«Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова». А.С. Пушкин
Теоретическая преамбула
Автор: Мартемьянова И.К.
Золотой век литературы XIX века. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Слайд 2

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 2
Цели урока:
понять особенности метода и героя комедии; увидеть жанровое своеобразие пьесы и основные приемы комического.

Слайд 3

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 3
1. Размышления вслух…
«Горе от ума» – одно из самых загадочных произведений русской литературы ХIХ века. Комедия с драматической развязкой? История несчастной любви? Политическая сатира, где главный герой выражает точку зрения автора? Все попытки однозначно определить суть пьесы терпели фиаско. Ни сложная идеологическая позиция Грибоедова, ни особенности цензурного режима, которые помешали автору выразиться более определенно, не изменяют сути вопросов и проблем, которые неизбежно возникают при изучении этой пьесы. Поэтому любому знакомству с ней необходимо предпослать небольшую теоретическую преамбулу.

Слайд 4

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 4
2. Вопрос на эрудицию:
Почему П.А. Катенин, знавший толк в драматических приемах, сделал А.С. Грибоедову ряд упреков, касающихся написания комедии «Горе от ума»?
П.А. Катенин А.С. Грибоедов (великие драматурги, критики, мыслители)

Слайд 5

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 5
Ответ:
А.С. Грибоедов нарушил многие каноны, традиции, царившие в классицизме ХIХ столетия.

Слайд 6

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 6
3. Исследовательские задания-вопросы на тему «Какие законы классицизма нарушил А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума»?
Форма исследовательской работы: групповая.

Слайд 7

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 7
Провести исследовательскую работу в 1-ой группе
В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая; они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий. Какой закон классицизма А.С. Грибоедов нарушает таким построением пьесы? Аргументировать свое исследование.

Слайд 8

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 8
Провести исследовательскую работу во 2-ой группе
В «Горе от ума» главным событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия. Какой закон классицизма нарушает драматург этим фактом? Аргументировать свое исследование.

Слайд 9

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 9
Провести исследовательскую работу в 3-й группе
Пьеса «Горе от ума» не завершена логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути. Какой закон классицизма нарушает А.С. Грибоедов таким финалом пьесы? Аргументировать свое исследование.

Слайд 10

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 10
4. Результаты исследовательской работы
Результат исследования первой группы: нарушен закон классицизма о «трех единствах» (единстве времени, места и действия). А.С. Грибоедов в комедии нарушает главное требование единства действия. Оно было основным, потому что классицизм опирался на убеждение, что превыше всего в человеке ценится его гражданственность.

Слайд 11

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 11
Результат исследования второй группы: отсутствие крупных переломных событий, определяющих развитие действия. В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин.

Слайд 12

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 12
Результат исследования третьей группы: отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала. Намеренный отказ А.С. Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан, – важнейшее свойство его комедии.

Слайд 13

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 13
5. Комментированное сопровождение учителя…
Нарушение законов классицизма – это творческая необходимость. А.С. Грибоедов – художник-реалист, которому тесно оставаться в рамках классицизма. Именно реалистический метод позволил ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. Именно реалистический метод, разрушая законы классицизма, в то же время создает свое направление в литературе ХIХ столетия.

Слайд 14

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 14
6. Запись в тетради
Реалистическое новаторство: изображение современного материала (самая обыденная жизнь: обычный московский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами); современный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени, и, как впоследствии оказалось, всего ХIХ и начала ХХ в.в.; современный герой-резонер, выражающий самую актуальную в то время – вольнолюбивую – тенденцию русского общества.

Слайд 15

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 15
7. Творческое задание
Согласны ли Вы с высказыванием: «Не жанр должен диктовать, а автор, не традиционные представления, а замысел…»? Форма творческой работы: письменный обоснованный ответ на вопрос. Обсуждение творческого задания.

Слайд 16

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 16
8. Мини-тест
1. Почему А.С. Грибоедов обращается к реалистическому методу? а) Не знает законов классицизма. б) Реалистический метод позволяет коснуться глубочайших проблем современной общественной жизни. в) Реалистический метод позволяет показать Россию в смешном ракурсе. 2. Почему А.С. Грибоедов обращается к жанру комедии? а) Комедия лучше высвечивает пороки общества. б) Комедия – это самый легкий жанр в литературе. в) Комедия – это смешной жанр, не затрагивающий серьезных тем.

Слайд 17

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 17
Ключ к мини-тесту:
1. б 2. а Проанализировать допущенные ошибки (если есть).

Слайд 18

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 18
9. Запись в тетради
В рамках одной пьесы автор свободно пользуется разными видами комического или, как мы говорим, смеется по-разному. Приемы комического в комедии «Горе от ума»: прием «разговор глухих»; прием «кривого зеркала»; прием «говорящих имен и фамилий».

Слайд 19

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 19
10. Заполните таблицу
Приемы комического Примеры из комедии «Горе от ума» (продолжите другими примерами)
Прием «разговор глухих» Чацкий. Кто путешествует, в деревне кто живет… Фамусов. Да он властей признает! Чацкий. Кто служит делу, а не лицам… (По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога.)
Прием «кривого зеркала» Чацкий. Я странен…Я …смешон. Репетилов. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. (Репетилов – карикатура на Чацкого.)
Прием «говорящих имен и фамилий» Молчалин – скрытен и подчеркнуто немногословен…

Слайд 20

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 20
11. Литературоведческий диктант (Найдите и исправьте теоретические ошибки)
Реалистический жанр, Чацкий – персонаж, направление «разговор глухих», диалог Чацкого; закон реализма о «трех единствах»: единстве времени, порядка и места; фронтальный монолог, драма «Горе от ума», фраза Софьи, Фамусов – резонер, одна сюжетная линия в «Горе от ума».

Слайд 21

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 21
Ключ к литературоведческому диктанту
Реалистический метод, Чацкий – герой, комический прием «разговор глухих», монолог Чацкого; закон классицизма о «трех единствах»: единстве времени, места и действия; фронтальный конфликт, комедия «Горе от ума», реплика Софьи, Чацкий – резонер, две сюжетные линии в «Горе от ума».

Слайд 22

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 22
12. «Реалистический вернисаж» (Герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Постановки комедии «Горе от ума». Кого из героев пьесы Вы узнали на этом вернисаже?

Слайд 23

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 23
13. Заключительное слово учителя
«Горе от ума» – «картина нравов, и галерея живых типов – и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, … какая едва ли найдется в других литературах». И.А. Гончаров

Слайд 24

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 24
14. Домашнее задание
Письменно проанализируйте высказывание И.А. Гончарова о бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Слайд 25

А.С. Грибоедова «Горе от ума» (теоретическая преамбула), слайд 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.