Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Растения в легендах и мифах
Слайд 2
Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.
В Древнем Египте богом растительности был Нефертум, в Древнем Вавилоне - Таммуз (Думузи), в Древней Греции - Деметра, Прозерпина и Дионис, а в Древнем Риме - Флора и Вакх. В мифах о растениях также отразились представления людей о ежегодной смене времен года и единстве жизни и смерти в природе.
Слайд 3
Анютины глазки /Viola/...
С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов есть обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли "цветами на память". В Англии они были "сердечной усладой", их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина. ревние греки происхождение анютиных глазок связывали с дочерью аргосского царя Ио, которая всем сердцем полюбила Зевса, за что ревнивой женой его, богиней Герой, была превращена в корову. Чтобы как-то скрасить жизнь своей возлюбленной, Зевс вырастил цветы анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник и, с одной стороны, приравнивали простую смертную к богине, а с другой - сохраняли в ней веру, что проклятие Геры не вечно.
В римской мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви. А, боги этого не любят.
Слайд 5
Белая орхидея
Юноша по имени Жуан получил королевский приказ, найти в джунглях Южной Америки редкую орхидею экзотического цвета для украшения дворца. Поиски оказались опасными и трудными и несколько недель спустя, в бреду и лихорадке, полуживой, Жуан добрался до деревни. Деревенские жители дали ему кров в небольшой деревенской церквушке и позаботились о нем, как смогли. Когда Жуан пришел в себя, он был изумлен, увидев великолепную белую орхидею, растущую прямо на кресте церковной крыши. Он попросил священника отдать ему это растение, но получил твердый отказ. Священник пояснил это, тем, что во времена страшного голода, которые сопровождались длительной засухой, деревенские жители начали колебаться в своей христианской вере. И чтобы вернуть назад жителей деревни от их язычества священник пообещал, что дожди наступят, как только жители деревни пожертвуют храму их наиболее ценную вещь. Поверив священнику люди принесли великолепную орхидею, которую они сняли с алтаря своих языческих богов и прикрепили на церковный крест. Как только они это сделали, небо затянулось тяжелыми тучами, и начался ливень. Когда гроза закончилась, деревенские жители с удивлением заметили, что дождь смыл всю окраску с лепестков орхидеи и теперь цветы стали белыми и прозрачными, как луна.
Слайд 7
Фрезия
Когда юная Весна, прогнав с полей серый снег и распустив в лугах первые цветы, заснула среди зелёного руна трав, Холодный Ветер, Мороз и Белая Вьюга решили захватить её и заточить в ледяном дворце. Они мечтали вернуть Зиму. Ветер укачал Весну, Мороз превратил её тёплое сердце в лёд, Вьюга укрыла её снегом. И всё вокруг уснуло: белоснежные подснежники опустили свои головки,сон-трава погрузилась в долгий сон,а первые одуванчики испуганно закрыли свои золотые лепестки. Казалось, что Весну уже не разбудить и на Земле будет вечно править Зима, как вдруг заволновались колокольчики - цветok Фрезии. Они зазвенели сначала тихонько, потом всё громче и громче, и вскоре их звон разбудил заснувшую Весну . Она проснулась, выпустила из правого рукава ветерок - и он прогнал снега, выпустила из левого рукава весеннее тепло - и оно растопило льды. А Фрезии она подарила чудесный аромат и радужную весеннюю расцветку.
Слайд 9
Подснежники
Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялсь - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.
Слайд 11
Азалия
По одной из легенд, почти магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов. Как-то раз, спасаясь от пожара, семейство эльфов вынуждено было покинуть родные места. Уставшие, почти обессиленные эльфы укрылись в небольшом леске, росшем у подножия гор. Они начали искать себе место для ночлега, но деревья уже были заняты лесным народцем. А прекрасные цветы отказывались принимать на постой чужаков, объясняя свой отказ боязнью повредить свои пышные лепестки. И только один, неприметный с виду кустарник гостеприимно разрешил беженцам укрыться среди своей листвы. Проведя ночь под его сенью, эльфы решили наградить кустарник за доброту. И вот, когда взошло солнце, на его ветках распустились сотни прекрасных ярких цветов. Пристыженно молчали те растения, которые отказали эльфам в приюте - гостеприимный кустарник затмил своим очарованием самые пышные цветы! Но и это еще не все! Чтобы обезопасить рододендрон (именно так назывался тот самый предок нашей любимой азалии), эльфы наградили его еще одним необыкновенным свойством. Именно эта таинственная особенность рододендрона стала причиной событий, описанных Ксенофонтом, древнегреческим ученым.
Слайд 13
Василёк
И средь колосьев ржи, Где кружатся мотыльки Да кузнечики играют, Взгляд приветливый бросают Голубые васильки.
По древнегреческой легенде, "цветок Кентавра", или Центавра, отсюда латинское название василька - Центауреа (научное название василька синего - Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была "центауреа" - василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия - "cyanus", то она по латыни просто обозначает "синий", окраску, которая является характерной для нашего цветка.
Слайд 15
Венерин башмачок
В древнегреческой мифологии существует легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Во время охоты Венеру и Адониса застала гроза и они спрятались от дождя в укромном месте, предаваясь любовным утехам. Мимо проходил человек, который не заметил богиню и ее возлюбленного, зато увидел брошенный на земле золотой башмачок Венеры. Как только смертный протянул руку, чтобы поднять башмачок, тот превратился в цветок, напоминающий туфельку.
Венерин башмачок еще называют "кукушкиными сапожками" и "петушками", "кукушкины башмачки", "марьин башмачок", "богородицы сапожки". Благодаря великому шведскому ботанику Карлу Линнею, вдохновленному мифом, этот вид носит научное название циприпедиум настоящий (Cypripedium calceolus) или венерин башмачок. Родовое название происходит здесь от двух древнегреческих слов - “Kypros" (Киприда, одно из имен Афродиты, полученное по имени храма на Кипре, посвященном богине) и “pedale" - башмачок, туфелька.
Слайд 16
Я - Венерин башмачок, Франт невероятный, Желтый с бантиком цветок, Всем весьма приятный.
Я - по северным лесам - Роскошь без примера, И, клянусь, не цвёл бы там, Если б не Венера.
Раз, когда цвела весна, Полная отрады, Забрела сюда она С берегов Эллады.
Весь сиял природы храм В красоте и силе, И леса свой фимиам К небу возносили.
Пел соловушка, стеня, Сладко, нежно, мило, И - богиня тут меня С ножки обронила.
И, в цветочек превратясь, В щегольском уборе, Я с тех пор царю, как князь, В этой скромной флоре.
Слайд 17
Спасибо за внимание!