Презентация - Фонетика. Фонетические законы для 10 класса


Фонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 классаФонетика. Фонетические законы для 10 класса
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ФОНЕТИКА. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Урок в 10 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37 города Белово Захарченко Евгения Александровна

Слайд 2

Звуки речи гласные согласные
Что изучает фонетика?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Слайд 3

Сколько букв в русском алфавите? Звуков? Для чего употребляются на письме буквы е, ё, ю, я? Как обозначается мягкость(твёрдость) согласных на письме? Какие согласные звуки называются сонорными? Назовите их. Какие согласные звуки всегда твёрдые? Мягкие? Из группы согласных выберите непарные глухие согласные: [м], [ц], [н], [ч], [б], [х].

Слайд 4

Найдите ошибки и сформулируйте орфографическое правило:
бежишь, навзничь, невтерпежь, светоч, пахуч, туч, ночь, уж, замужь

Слайд 5

Основные фонетические процессы
Редукция Оглушение Озвончение Смягчение Стяжение Выпадение

Слайд 6

Редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции

Слайд 7

Оглушение (ассимиляция (лат. assimilatio; от assimilare — уподоблять) по глухости) – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: кни[ш]ка, ду[п]
Озвончение(ассимиляция по звонкости) – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: [з]делать, о[д]бор

Слайд 8

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: ка[з’]нь, ле[с’]ть
Выпадение (упрощение)– процесс, при котором в сочетаниях согласных СТН, ЗДН, ВСТ, ДЦ, ЛНЦ и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце , солнце

Слайд 9

Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук: сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносятся как один долгий звук [Ш]; ТЬСЯ – ТСЯ – как один долгий [Ц]; Процесс, при котором один согласный сливается с другим, называют еще уподоблением (ассимиляция по месту или способу образования): сшил – [ш]ил

Слайд 10

1. Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: Кружка, молотьба, зуб, пятьсот, сбруя, обижаться, мужчина 2. Что такое фонетическая транскрипция? 3. Затранскрибируйте данные слова, укажите фонетические процессы, происходящие в них: сшил, шестьсот, косьба, мороз, бантик
Практическая работа

Слайд 11

__ Сшил - [шыл] – уподобление согласного последующему за ним , ассимиляция по месту и способу образования _ Шестьсот - [шысо΄т] – редукция гласного, упрощение групп согласных, [т̕] не произносится Косьба - [к^з̕ ба΄] – редукция гласного, озвончение глухого согласного Мороз - [м^ро΄с] – редукция гласного, оглушение звонкого согласного на конце слова Бантик - [ба΄н̕ т̕ ик] – смягчение твёрдого согласного перед последующим мягким согласным
Проверьте себя!

Слайд 12

выучить фонетические процессы; подобрать к каждому из них по 2 примера.
Домашнее задание:

Слайд 13

1. Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Текст. Стили речи. 10-11 классы» / авт.-сост. Л. А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2005. -98 с.; 2. Изображение «Редукция гласных»: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf_f8af0ac51c8ea1707b0c53dc1ea22118 .
Список использованных источников:

Слайд 14

По всем возникшим вопросам обращайтесь на почту: naevgeniya@yandex.ru
Благодарю за внимание!