Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Свободное время младшего школьника в 21 веке
Материалы родительского собрания
в 3 «В» классе, ТЭЛ
Учитель: Литвиненко Татьяна Анатольевна
г. Новороссийск
Октябрь, 2010 г.
Слайд 2
Заканчивается первое десятилетие
21 века.
Но жизнь не стоит на месте, и не зависимо ни от каких политических катаклизмов в нашей стране продолжают появляться дети.
Слайд 3
Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда осуществляются (или не осуществляются) в конкретных условиях воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились
Слайд 4
В связи со всеми этими размышлениями возникла идея провести исследование, и узнать чем и как живут современные дети.
В частности, нас интересовал вопрос досуга, свободного или личного времени, вопрос игр, общения детей между собой и внутри семьи.
Слайд 5
Дети должны были самостоятельно заполнить анкету и ответить на ряд вопросов.
Родители должны были также заполнить анкету и ответить на взрослые вопросы.
В каждую анкету были заложены «ловушки», которые позволяли увидеть искренность и самостоятельность заполнения анкеты.
Всего получено 22 анкеты от детей и их родителей
Слайд 6
Так на вопрос «что такое для тебя свободное время?» были даны следующие ответы:
Отдых
Веселье
Время, которым я распоряжаюсь сам
Время, которое я могу посвятить своим играм
Это ничего не делать
Это когда я могу расслабиться
Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочешь
Когда я гуляю с подругами
Не учеба
Отдых от учебы – самый популярный ответ
Слайд 7
Наконец, мы подошли к конкретным цифрам. Сколько же у наших детей этого свободного времени:
2 часа – 1 0 чел.
3 часа – 10 чел.
4 часа – 1 чел.
5 часов - 1 чел.
И еще 5 человек из класса не нашли ни минуты свободной, чтобы заполнить анкеты
Слайд 8
На вопрос, достаточно ли у них свободного времени, не было однозначного ответа.
Одни дети осторожно отвечали «смотря для чего», «да, но хотелось бы больше» - 2
Другие откровенно сожалели «нет, не достаточно» - 9
Остальных все устраивало – 9
При повторном просмотре анкет выяснилось, что все устраивало тех детей, у кого свободного времени было 3 часа и больше.
Слайд 9
Абсолютно все родители считают, что детям нужно заниматься дополнительно. Далее мнения разделились.
Кто-то считает, что дети обязательно должны заниматься дополнительно много – 9 чел., или немного - 1 чел.,.
Другие считают, что дети должны заниматься только тем, что они сами выберут - 10 чел.
Слайд 10
В вопросе выбора кружков ответы распределились следующим образом:
Выбирает для меня мама – 4 чел.,
Выбираю сам – 7 чел.,
Выбираем вместе – 9 чел.,
Слайд 11
О внешкольной нагрузке наших детей хочется сказать отдельно. Есть дети, которые посещают еженедельно…
4 кружка – 1 чел.
3 кружка (секции) – 8 чел.
2 кружка (секции) – 4 чел.
1 кружок (секцию) -8 чел.
Ничего не посещают - 1 чел.
Слайд 12
Чем же занимаются наши дети вне школы:
Английский язык - 11 чел.
Драмкружок (студия) - 7 чел.
Музыкальная школа - 4 чел.
Танцы (хореография) - 5 чел.
Плавание - 3 чел.
Футбол 2 чел.
Дзюдо (самбо) - 4 чел.
Вокал - 2 чел.
Изо - 2 чел.
Гимнастика - 1 чел.
Шахматы - 1 чел.
Кикбоксинг - 1 чел.
Авиамоделирование - 1 чел.
Яхт-клуб - 1 чел.
Как мы видим, наши дети через одного страстно увлечены английским языком.
Слайд 13
Вопрос «с кем ребенок любит проводить свободное время» дал следующие результаты:
Сам(а) - 4 чел.
С родителями - 13 чел.
С одноклассниками - 5 чел.
С друзьями во дворе - 14 чел.
С братьями или сестрами (если есть) - 9 чел.
Слайд 14
В свое свободное время наши дети
хотели бы вот чем заняться:
Физкультура, поход, природа - 12 чел.
Ходить в театр, музей, на выставку - 7 чел.
Посещать спортивные мероприятия - 6 чел.
Пазлы, конструктор - 5 чел.
Чтение, музыка, коллекции - 5 чел.
Рукоделие - 2 чел.
Обращаю внимание родителей на этот хит-парад
предпочтений детей. Они любят быть с вами вместе, они предпочитают активный отдых.
Слайд 15
Как же наши дети проводят С СЕМЬЕЙ праздничные и выходные дни:
Ходят на прогулку, на природу - 12 чел.
Куда-то едут - 5 чел.
Ходят в гости - 4 чел.
Сидят дома - 4 чел.
Важно «быть вместе» -3 чел.
Ходят в кафе - 2 чел.
Празднуют - 2 чел.
Ходят в кино - 1 чел.
Экстремально - 1 чел.
Слайд 16
Как часто с детьми играют…
Мама (не играет, иногда, каждый день, нечасто, в свободное время, не очень часто, по выходным, 5 дней, по дороге домой, играла, только когда я был маленький)
Папа (не играет, 2 раза в неделю, нечасто, иногда, по возможности, только он и играет, по выходным, когда есть время)
Дедушкабабушка (не играет, по выходным, когда прихожу к ним, на каникулах, 7 дней в неделю, периодически, иногда, никогда)
Братьясестры (всегда, часто, каждый день, когда встречаемся)
В 15 из 20 анкет или дети или взрослые затруднились дать ответ «как часто», просто отметили, играют или нет или пропустили этот вопрос.
Слайд 17
В какие игры любит играть ваш ребенок:
Ролевые – продавец, куклы, школа, учитель (15 чел. не ответили)
Подвижные – скейт, ролики, на улице, прятки, краски, с мячом, твистер, догонялки (12 чел. не ответили)
Спортивные – бадминтон, футбол, велосипед, ролики, волейбол (12 чел. не ответили)
Настольные - шашки, пазлы, монополия, футбол, лото, игры для девочек, лего, шахматы, моя семья, хозяюшка, рататуй (12 чел. не ответили)
Компьютерные – Винкс, Барби, стрелялки, стратегии, интерактивные, ролевые, Кити, Шарарам (12 чел. не ответили)
Большая часть родителей (12 -15 чел. из 22) не смогла ответить на вопрос в какие игры играют их дети.
Слайд 18
Итак, какие же домашние обязанности выполняют наши дети:
Выносят мусор – самый популярный ответ
Убирают свою комнату (кровать, игрушки, вещи) - ежедневно
Ухаживают за питомцами
Пылесосят и моют полы
Ходят в магазин
Помогают младшим детям
Летом – работают на огороде, даче (до 30 мин.)
Вытирают пыль
Поливают домашние растения
Моют за собой посуду
Гладят белье (время зависит о количества белья)
Мелкие поручения
Среднее время выполнения: от 10-15 мин. ежедневно, до часа, но раз в неделю.
14 из 22 ответов не смогли сообщить «о времени выполнения».
Слайд 19
Резюме
Свободное время для наших детей - это прежде всего отдых, а не смена деятельности. В этом возрасте детям хочется иметь не менее 3 часов на отдых и разгрузку от учебы.
Дополнительное образование не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.
Дети любят своих родителей, любят проводить с ними время и играть, любят активный отдых.
Слайд 20
Мнение специалистов
Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка.
Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной активности.
Дети могут быстро утратить собственную инициативу, и интерес к обучению, если их жизнью дирижируют родители и непрерывно подталкивают их к достижениям.
Исследования последних лет показывают, что дети с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными.
Слайд 21
Современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество.
Родители современных детей сами принадлежат, увы, уже к "неиграющему" поколению. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени. И этот же опыт общения переходит от детей к сверстникам.
Слайд 22
В наше время прерывается многовековая традиция передачи детской игры от одного поколения к другому. Никто не учит наших детей играть.
Наших бабушек и дедушек тоже никто не учил играть. Но они росли, как правило, в больших многодетных семьях, много гуляли в шумных и уютных городских дворах, которые жили по семейным законам.
Слайд 23
Пусть скептики и пессимисты сколько угодно твердят: «Ужасный век, ужасные нравы, ужасные дети!»
Не сомневайтесь, детям, и сейчас так же, как и раньше, нужны добрые и светлые сказки, потому что все дети от рождения, по природе своей наивные романтики.
Им так же, как и нам когда-то, снятся цветные сны, очень наивные и романтичные, особенно в раннем детстве. И в этих снах они, вероятно, катаются на облаках, бегают по радуге и на крыльях, как у бабочек, летают по небу.
Дети не изменились. Изменились их родители, которые с радостью используют возможности научно-технического прогресса, чтобы поменьше времени уделять своим детям .
Слайд 24
Но откупиться от детей не получится.
Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, вы лишаете их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, но без которой их мир обеднеет.
Ибо как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – благородным».