Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фёдор Иванович Тютчев
Работу выполнили ученики 10 «А» класса
Линдегрин Владимир и Коваленко Валерия
Слайд 2
Ранние годы Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Слайд 3
Начало литературного пути Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века. Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Слайд 4
Основные темы и мотивы лирики Тютчева 1. Поэт и поэзия. 2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества. 3. Природа. 4. Любовь. 5. Россия. 6. Христианские мотивы. Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» (Д. К. Мотольская).
Слайд 5
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..
Слайд 6
Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул – жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.
Слайд 7
Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Школьники должны вспомнить, что природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей "чудной жизнью", чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих "есть душа", есть свой язык, есть свои тайны.
Слайд 8
-В своих воззрениях на природу Тютчев придерживается натурфилософских взглядов. Согласно этой философии, мир становится единым, а человек и природа - связанные между собой составляющие мира. -Композиция стиховых произведений русского поэта Тютчева основана на параллелизме между жизнью человеческой души и жизнью природы. К эти воззрениям поэта близка философия Шеллинга, который утверждал, что существует единая душа мира, которая находит выражение как в природе, так и в личной жизни человека. Природа и человеческое сущность образуют в поэзии Тютчева глубокое единство, местами природа даже одухотворяется: " В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любoвь, в ней есть язык."
Слайд 9
-Лирика природы у Тютчева часто преображается в философскую проблематику. В поздней лирике Тютчева прекрасный, вечный мир природы предстаёт как антипод несовершенному миру человеческих отношений. Характерное для романтиков противопоставление между природой и миром человека доведено у Тютчева до последних пределов: природа - это вечное, а человек - это временное, тленное. Поэтому судьба человека и человечества в целом воспринимается как трагедия, ибо всё обречено на уничтожение.
Слайд 10
Стихи последних лет напоминают скорее лирический дневник жизни: здесь и исповеди, и раздумья, и признания. В декабре 1872 года Тютчев заболел: у него резко ухудшилось зрение, была парализована левая половина тела. 15 июля 1873 года поэт скончался. Умер он в Царском Селе, а похоронен был на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. За всю жизнь поэтом были написаны около 400 стихотворений.